Найти тему
С. М. А. Р. Т.

Увлекательные фильмы про тюрьмы, часть 1.

Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.

Добрый день, дорогие друзья! Знаете это чувство, когда уже давно пишешь о самых разных фильмах, при этом каждый раз мучаясь нехваткой вдохновения, а потом вдруг вспоминаешь самую что ни на есть банальную тему, которая не была упомянута? Я уже рассказывал своим читателям про ужастики, комедии, триллеры, боевики, фантастику и Бог знает что еще, но во всей этой чехарде как-то позабыл про старые добрые тюрьмы.

Не в том смысле, что я забыл там посидеть. Я о том, что есть множество прекрасных (и не очень) картин, посвященных побегам из исправительных учреждений (и не только этому). Их настолько много, что можно считать это направление своеобразным самостоятельным жанром. Честно сказать, я не считаю себя любителем подобных произведений, но могу назвать минимум три ленты, которые вошли в историю кинематографа.

Именно с них я и хочу начать эту рубрику. Только поймите меня правильно, это не будут какие-то шедевры уровня "Унесенных ветром" или "Титаника" (хотя весовая категория очень и очень близка). Нет, это будут просто очень хорошие, качественные, знаменитые и по-настоящему значимые творения, которые не остались незамеченными у целых поколений зрителей. Чего тянуть, давайте начинать наш марафон!

Постер к фильму "Тюряга", 1989 г.
Постер к фильму "Тюряга", 1989 г.

Тюряга. Год - 1989. Страна - США. Слоган - «Он всего в шести месяцах от свободы. Но надзиратель, одержимый местью, хочет отнять у него будущее». Режиссер - Джон Флинн. Оценка Кинопоиска - 7.334. Оценка IMDb - 6.4.

Мне хочется начать эту статью с фильма, который кажется мне незаслуженно забытым. Его почему-то не спас от забвения ни звездный состав, во главе с Сильвестром Сталлоне, ни отличный сюжет, ни тот простой факт, что его можно считать живой классикой. Наверное, он просто слишком старый для современной аудитории. И хотя его нельзя назвать основоположником жанра или революцией, он очень хорош.

Разумеется, существовало немало даже черно-белых картин про побеги из тюрем, но именно "Тюряга" задал основной тон для очень и очень многих лент после себя. Тут вам и несправедливо осужденный герой, и тираничный надзиратель, и сволочные охранники, и душевные ЗЭКи. Точно такую же концепцию будут продвигать гораздо более поздние и гораздо более успешные произведения, о которых мы поговорим ниже.

Они бесспорно превосходят "Тюрягу" по уровню съемок, по актерской игре и по общей художественной ценности. Но им было на что озираться и на чьих ошибках учиться. А вот Джон Флинн имел лишь смутные очертания концепции и жгучее желание осовременить мотивы из вестернов и "золотой эпохи Голливуда". Не скажу, что у него все получилось идеально, но все же стоит отдать ему должное, он старался.

Кино вышло пресноватым и довольно линейным, но, как я уже сказал выше, это не помешало ему разойтись на клише и шаблоны для потомков. Сам Сталлоне не забросил это направление и позже снялся в "Плане побега", который был намного легкомысленнее, но гораздо увлекательнее для зрителя. В итоге, мы имеем три части "Плана побега" и лишь одну позабытую "Тюрягу". Что, на самом деле, довольно грустно и обидно.

С другой стороны, все мы прекрасно знаем, чем оборачиваются сиквелы и прочие продолжения хороших фильмов. Собственно, на примере "Плана побега", это тоже вполне наглядно видно. А "Тюряга" - это полноценная, целостная и законченная история. Причем, история не столько о силе воли и несгибаемости перед трудностями, сколько о межчеловеческой справедливости и борьбе с прогнившей системой. Да, не очень глубокая.

Но зато жизненная и реалистичная. Конечно, здесь есть литературные вольности, приукрашивания, нелогичности и невероятное везение для "хорошего парня", но все это не настолько сказочно и высосано из пальца, как во многих современных интерпретациях. "Тюряга" - это картина старого розлива, без претензий на величие и космических спецэффектов. Все это попросту тут не нужно. Зато здесь можно найти много другого.

Например, внятный сценарий, по-настоящему суровый, мужской контекст, терпимую актерскую игру и бодрую динамику. А что еще нужно для отличного боевика прямиком из 80-90-х? Я не преувеличу, если скажу, что "Тюряга" смотрится пусть и не на одном дыхании, но все же без просадок даже сейчас, спустя 30 лет после выхода на экраны. А это уже дорогого стоит. Если вы цените хорошее кино, без лишней мишуры, то вам сюда.

Постер к фильму "Побег из Шоушенка", 1994 г.
Постер к фильму "Побег из Шоушенка", 1994 г.

Побег из Шоушенка. Год - 1994. Страна - США. Слоган - «Страх - это кандалы. Надежда - это свобода». Режиссер - Фрэнк Дарабонт. Оценка Кинопоиска - 9.108. Оценка IMDb - 9.3.

Довольно прелюдий, пора переходить к тяжелой артиллерии. Как насчет того, чтобы поговорить про легендарный "Побег из Шоушенка". Не волнуйтесь, сильно разглагольствовать о фильме, про который не говорил только ленивый, я не собираюсь. Но, согласитесь, он как нельзя лучше вписывается в концепцию данной статьи и в мои начальные обещания про "шедевры". Семь Оскаров служат тому подтверждением.

Ну и второе место в рейтинге "топ 250 Кинопоиска" тоже о чем-то, да говорит. Как минимум, о любви зрителей и о почти шестистах хвалебных рецензий. Признаюсь честно, я автор одной из них. Дублировать ее здесь я не буду, но каждый из вас должен понимать, что "Побег из Шоушенка" можно хвалить практически бесконечно долго. За качество съемок, за актерский состав, за режиссуру, за сюжет, за метафоричность, за стиль.

Тут вам и Фрэнк Дарабонт (который подарит миру "Ходячих мертвецов") в режиссерском кресле, и Тим Роббинс в главной роли, и еще молодой (относительно) Морган Фриман на "подтанцовке". Но, как мне кажется, дело тут не просто в сумме элементов. Если взглянуть сухо, то "Побег из Шоушенка" в кратком изложении будет безумно похож на "Тюрягу", которая, к слову, вышла пятью годами ранее. Но это будет неправильно.

"Тюряга" - это ровно такое кино, каким оно кажется по своему описанию. Сильное, брутальное, динамичное, но, тем не менее, предсказуемо топорное. Это не более, чем крепкий драматический боевик. А вот "Побег из Шоушенка" - это нечто совершенно другое. Есть в нем какой-то неуловимый шарм, атмосфера, антураж, магия, если хотите. Эффект синергии здесь просто огромен. Взаимодействие деталей потрясающее.

Каждый актер, каждая сцена, каждое слово здесь находится на своем месте. Все настолько выверено и продумано, что между авторами, публикой и действующими лицами возникает самая настоящая химия. В здешних героев невозможно не влюбиться. Им невозможно не сопереживать. За каждого хорошего парня болеешь всей душой, а каждого "плохиша" хочешь придушить своими собственными руками.

После первого просмотра, "Побег из Шоушенка" оставляет приятное, мягкое и теплое послевкусие. Его не может испортить ни огромный (для тех лет) хронометраж, ни размеренность, ни обилие побочных линий. Напротив, все это кажется настолько естественным, уместным и своевременным, что рассказ становится только более комплексным, а повествование более масштабным. Тюрьма оборачивается целым миром.

Миром, в который невольно хочется вернуться и окунуться с головой. Еще раз пережить все грустные и веселые моменты; еще раз увидеть образы, с которыми почти сроднился; еще раз прочувствовать все эмоции. "Шоушенк" как будто манит вас, просит еще раз его посмотреть и заново восхититься его гениальностью. И вы возвращаетесь в его стены, снова смотрите картину в два с половиной часа на одном дыхании и молчите.

Вам нечего сказать. Ваши чувства снова встрепенутся, как в первый раз, даже после пятого просмотра. Вы найдете новые грани, разглядите скрытые послания и посылы. Любую киноленту можно похвалить за что-то. Разница между хорошим и плохим кино сводится лишь к количеству плюсов и минусов. Но "Побег из Шоушенка" - это редкое исключение из правил. Это великий во всех отношениях фильм, практически без изъянов.

Постер к фильму "Зеленая миля", 1999 г.
Постер к фильму "Зеленая миля", 1999 г.

Зеленая миля. Год - 1999. Страна - США. Слоган - «Пол Эджкомб не верил в чудеса. Пока не столкнулся с одним из них». Режиссер - Фрэнк Дарабонт. Оценка Кинопоиска - 9.062. Оценка IMDb - 8.6.

В своих подборках я всегда стараюсь заканчивать на хорошей ноте, и потому стремлюсь сделать так, чтобы третий фильм всегда был эффектным завершением. И вот, в данной ситуации, казалось бы, что практически невозможно чем-то перебить такую картину, как "Побег из Шоушенка". Совершенно очевидно, что данную высокую планку трудно удержать. Но, конкретно с тюремной тематикой, у нас уникальный случай.

Ровно через пять лет со дня выхода "Шоушенка", Фрэнк Дарабонт снова вернулся к этому жанру и, волшебным образом, снял еще одну столь же гениальную ленту. Разумеется, я имею в виду "Зеленую милю". Я не знаю, что именно сделал Дарабонт, но скорее всего продал душу дьяволу, ведь "Зеленая миля" собрала 4 Оскара и на данный момент занимает 1 место в рейтинге "топ 250 Кинопоиска" (с 471 рецензией). Безумно впечатляет.

Мне также хочется отметить, что оба произведения сняты по мотивам творчества небезызвестного Стивена Кинга. Поговаривают, что Фрэнк Дарабонт его близкий друг, но это неточно. Да и не столь важно, ведь, в конце концов, старина Кинг никогда не был против экранизаций своей разномастной и, что самое удивительное, в подавляющем большинстве шедевральной "макулатуры" (без сарказма). Условия благоприятные.

Сценарий по роману Стивена Кинга, Дарабонт (которому студия дала полный карт-бланш, когда услышала, что он снимает очередное кино про тюрьму) в режиссерском кресле, актеры первой величины, рвущие друг другу глотки за роли. Говоря откровенно, "Зеленая миля" была обречена на успех. Это стало очевидно после окончательного утверждения Тома Хэнкса, Дэвида Морса, Майкла Кларка Дункана и Джеймса Кромуэлла.

С таким калибром в актерской обойме вариантов просто не осталось. Безусловно, подкупал и тот простой факт, что Дарабонт решил зайти к тюремной жизни немного с другой стороны и изобразить будни надзирателей. Ему хотелось показать, что это не бездушные "болванчики" и не бесчувственные садисты, а самые обыкновенные люди, со своими проблемами, переживаниями и чувствами. У них есть сердце и душа.

Для наглядности, здесь даже есть Даг Хатчисон, в роли именно такого безмозглого, безнравственного и беспринципного охранника, какими всегда представляют персонал тюрем. Но это не какая-то очередная карикатура, а лишь инструмент для создания контраста - своеобразный эмоциональный фон, позволяющий раскрыться добродетелям других персонажей. Прием, конечно, банальный, но безусловно действенный.

И таких "финтов" здесь множество. Скажу так, уже в литературном первоисточнике было немало метафор, отсылок и моральных посылов, а уж Фрэнк Дарабонт не постеснялся и не поленился добавить своих. Успех "Шоушенка" его окрылил, а студийные боссы полностью развязали руки маэстро. В итоге, он не стесняясь вывалил на зрителя 3 часа чистого философского рефлексирования в четырех стенах блока смертников.

Публику будто помещают прямо туда - в тюрьму. Ракурсы, атмосфера, антураж, диалоги, декорации - все это так сильно давит на вашу психику, что становится почти физически некомфортно от скованности и ограниченности пространства. Вам как будто трудно дышать и хочется оказаться на свежем воздухе. Но вы сидите и наблюдаете за экраном, не смотря ни на что. И вы точно досмотрите картину до конца, не отрываясь.

Так же, как и в случае с "Шоушенком", вы не раз и не два вернетесь в эти мрачные стены и встретитесь с любимыми и ненавистными персонажами. Разница лишь в том, что послевкусие станет горьким, а сердце тяжелым. Вместо теплых, светлых и приятных эмоций, вы получите заряд депрессивной безысходности. Мир покажется вам несправедливым и жестоким местом. Но даже такие мысли призваны вселить в вас надежду.

Дорогие друзья, если вы любите хорошую авторскую литературу (особенно в жанрах фэнтези и мистика), то я бы хотел порекомендовать вам почитать рассказы и роман моих близких друзей Ирины Захаровой и Екатерины Балашовой.

https://author.today/work/149935

https://vk.com/balzak_net

Спасибо за внимание!

Фильмы ужасов про медицинские учреждения.

Лучшие классические слэшеры.

Фильмы с шокирующими концовками.

Крутые боевики, в которых герой умрет.

Замороченные фильмы-антиутопии.

-5