Найти тему
Мама Игоря

«Вечные»: с какой целью Хлоя Чжао вселенную Marvel портила?

Оглавление

Безусловно, речь идёт исключительно о вкусовщине. Однако если франшиза на протяжении 20 лет поставляет продукт с определёнными свойствами, было бы странно ожидать восторженных откликов при абсолютном расхождении нового контента с каноном.

Киношный вариант Вечных, что дали название фильму
Киношный вариант Вечных, что дали название фильму

Обманутые ожидания

В первую очередь необходимо указать, что Вечные являются одними из наименее востребованных персонажей даже среди поклонников серии комиксов. Так получилось, что собственный сюжет у них довольно посредственный и маленький, а упоминания в других геройских историях – мимолётные.

Однако даже при этом довольно странно было видеть низкие оценки критиков, получивших доступ на предварительный показ. Несмотря на обывательское понимание термина «критика», занимающиеся ею на профессиональной основе люди обычно предпочитают хвалить продукт:

  • чтобы в дальнейшем получать приглашения на показ;
  • чтобы прорекламировать контент в рамках частной договорённости;
  • чтобы продемонстрировать собственную исключительность и т. д.

И, несмотря на множество факторов, оценки от явно предвзятых специалистов всё равно катились вниз. Так, блогер Культас в своих обзорах отметил забавную тенденцию: отзыв мог быть положительным с программной точки зрения (лайк), но текст при этом указывал на явную скуку автора, на затянутость сюжета и на странную подачу истории.

Хлоя Чжао – режиссёр авторского кино, над которым никогда не стояло серьёзное начальство. И даже при попадании в крупную студию, она явно не изменяет собственным принципам. Из-за чего привычная картинка кинокомикса меняется чуть ли не на социальную драму.

Странная похвала

В качестве примера критика-эстета хочу привести отечественного Долина. Смотреть сам ролик необязательно, хотя в рамках повышения собственной осведомлённости – почему нет? И всё-таки, Долин в этом смысле показателен.

Потому что на протяжении 48 минут он весьма подробно указывает на спорные моменты фильма. И при этом умудряется подавать их в качестве положительных качеств картины:

  • Поменяли пол персонажам? — Так вы их всё равно не знали!
  • Поменяли расу персонажа? — Они же инопланетяне, вы чего!
  • Приписали однополые отношения? — Добавили человечности!

Подход... скажем так, занимательный. И всё же не могу отделаться от мысли, что ролик Долина в большей степени напоминает оправдания, нежели обзор.

Актриса Лорен Ридлофф и режиссёр Хлоя Чжао
Актриса Лорен Ридлофф и режиссёр Хлоя Чжао

Авторское видение

Максимальную спорность нового фильма можно проследить в интервью, которое недавно дали Лорен Ридлофф и Хлоя Чжао. Первая исполняет роль одной из Вечных, вторая – является оскароносным режиссёром, специализировавшемся на затянутой социальной драме. Позволю себе использовать цитаты из газетной статьи для обзора.

Полагаю, «Вечных» отличает человечность. В этом фильме мы видим, как супергерои плачут. Видим, как супергерои совершают ошибки и колеблются в принятии решений.

И с первой же фразы – проблема. Насколько героическим является герой, который постоянно боится принимать решения, устраивает истерики и регулярно совершает ошибки? Ведь перечисленные действия напрямую противоречат понятию героизма.

Конечно, вселенная Marvel давно пытается очеловечить супергероев, но делать это нужно в меру. Потому что люди ходят в кино смотреть, как персонажи в трусах поверх подштанников с лёгкостью решают проблемы глобального масштаба: а тоску и чернуху каждый может увидеть, просто включив новости или зайдя в социальные сети.

...У меня есть ощущение, что мы сейчас будто балансируем на грани переосмысления всего супергеройского жанра. ...
Мы старались максимально разобрать все эти вещи, понять, как все устроено изнутри, а затем сделать шаг назад и проверить их на прочность.

Как видите, плачущие герои не являются чем-то случайным. Это буквально политика нового режиссёра: взять канон героичности, разбить на мелкие кусочки и устроить стресс-тест. А если конструкция не выдержит, её заменят чем-то новым.

Неудивительно, что в последние годы мы видим, как каноничные образы уничтожаются. А вместо идеализированных персонажей перед зрителем оказываются нытики и/или сумасшедшие с экстраординарными способностями.

...А также то, что в фильме сразу десять героев-Вечных — и все они отличаются друг от друга. Кроме того, мне кажется, «Вечные» соответствуют времени — и в то же время передают дух цивилизаций.

И если раньше персонажей вводили по одному, каждому выдавая собственной эфирное время для раскрытия, сейчас решили изменить тактику. Безусловно, Вечные – обособленная самостоятельная группка, но ведь и «Лига Справедливости» была такой!

Вот только если с историей Супермена, Бэтмена, Чудо-женщины, Халка и прочих читатели комиксов были знакомы. Если у каждого из перечисленных был индивидуальный фильм! То про Вечных и в комиксах не очень, и фильм напоминает сборную солянку. К тому же – с приправой в виде инклюзивности.

Хлоя Чжао, оскароносный режиссёр
Хлоя Чжао, оскароносный режиссёр

Прогрессивная повестка

Но главная ошибка – попытка впустить рассуждения о феминности и маскулинности в сюжет. Хлоя Чжао прямо заявила:

В процессе создания фильма я много размышляла, что такое женственность. Меня — как женщину-режиссера — не покидала мысль, что в киноиндустрии я должна вести себя более маскулинно, быть сильной и жесткой. Быть лидером. Ведь в нашей культуре прославляется мужественность и сила. Даже не конкретно в мужчинах, а вообще — как черта характера.
Все-таки в каждом человеке есть женское и мужское начало. И мне, конечно, хотелось воспеть силу женственности.

Сама по себе социальная повестка не является проблемой, как и личная позиция человека. Но если ты снимаешь супергеройское кино по комиксам, следует думать о сюжете комиксов и о том, как правильнее перенести это на экран. А не о том, как бы получше соблюсти гендерный баланс.

Даже Икарис ближе к финалу фильма обнаруживает в cебе эту силу, которая в итоге и помогает ему принять верное решение — и выбрать любовь. Так что в «Вечных» моим желанием как режиссера было воздать хвалу женской силе.

...и насколько уместным является, что мужской персонаж ощущает в себе «силу женственности», которая «помогает принять верное решение»? Такой подход является несколько токсичным, по сути, подводя к мысли о неправильности мужественности. Мол, если ты мужественный, то совершаешь ошибки.

Не получится ли так, что в попытке воспеть «женство», Marvel в итоге просто уничтожат оригинальные истории? В конце концов, у них максимум прав, а равно – возможностей вносить изменения.

...я познакомилась с Хлоей, и она подсказала мне одну важную вещь, дала великолепный совет. Она сказала: «Я хочу, чтобы ты бегала как женщина. Не желая, чтобы ты подражала тому, как бегали до тебя супергерои-мужчины. Создавай свой стиль бега. Свой почерк. Собственную манеру передвижения».

Не менее очевидно, что режиссёр представляла себе женских персонажей как копии мужских. Просто с женскими телами. Ничем иным объяснить столь странную рекомендацию невозможно. Простите, но может ли такой человек «воспеть женскую силу»? А снять хорошее кино, пытаясь воспеть?

Брайан Тайри Герни в роли Фастоса
Брайан Тайри Герни в роли Фастоса

Странный взгляд

Полагаю, про сюжетную линию с однополой семьёй уже все наслышаны? И вот, почему она появилась:

Мы говорили о семье Фастоса, его любви к семье и к своему сыну. О том, как семья вернула ему веру в человечество. Она как бы служила ему напоминанием, что глупо смотреть на человечество обобщенно.
...
На каждого человека нужно смотреть в отдельности ... В такие моменты к нему возвращается вера в человечество.

Вроде бы, ничего предосудительного. Однако Marvel зачем-то решили добавить в сюжет именно однополую семью, хотя от традиционного варианта ровным счётом ничего бы не изменилось.

Хотелось бы отдельно уточнить, что невозможно называть Фастоса геем в полной мере. Как минимум, потому что он не является человеком, относится к другому виду с иной физиологией и психологией. Поэтому попытка продвинуть инклюзивность через инопланетянина априори не может считаться успешной.

Комикс-версия Вечных
Комикс-версия Вечных

Превознесённая индивидуальность

На финал – самое грустное.

Очевидно, Хлоя Чжао мечтала поднять вопрос самодостаточности человека. Рассказать о важности индивидуальности и вот этом всём. Из-за чего допустила чудовищное высказывание:

И мне кажется, что нам также надо научиться воспринимать окружающих людей не только через сообщества, к которым они принадлежат, — не смотреть на них в массе. Вот почему важно понять, кто такая Лорен в роли Маккари или Брайан в роли Фастоса. Именно их индивидуальность делает самих персонажей узнаваемыми, а не то, кого они любят и с кем общаются

Эта фраза идёт сразу после цитаты из предыдущего подзаголовка. То есть, режиссёр на полном серьёзе допускает прямо противоположные мысли одновременно:

  1. вот какие замечательные люди, благодаря им становится понятно, что с человечеством не всё так плохо;
  2. абсолютно неважно, кто состоит в группе, потому что его индивидуальность никак от неё не зависит.

Простите, но если человеческая семья Фастоса является яркими индивидуальностями, которые ценны сами по себе и должны оцениваться в отрыве от социальной группы (от человечества), то почему контакты с ними в принципе должны возвращать веру в человечество? Они же не связаны.

А с другой стороны. Любое социальное существо формируется именно за счёт социальных связей. Собственно, поэтому высказывание про семью Фастоса имеет место быть. Но если вырвать это существо из социальной среды, о каких личностных качествах может идти речь? С чем сравнивать это существо?

Индивидуальность человека воспитывается в социуме. И раскрывается там же. В отрыве от коллектива яркие индивидуальности, безусловно, могут существовать: но как можно говорить о ценности личных качеств, если не с кем сравнивать? Не говоря уже о том, что человек и есть то, с чем он общается и кого любит. Боюсь, Чжао сама себя запутала.

Разнообразные герои Marvel
Разнообразные герои Marvel

Обещанное разочарование

К сожалению, если негативные отзывы от тогда ещё не посмотревших фильм пользователей ещё можно объяснить гомофобией. А довольно низкие оценки критиков – авторским подходом. То интервью режиссёра расставило всё по своим местам.

«Вечные» являются довольно спорным экспериментальным фильмом, к которому легко предъявить длинный список претензий. Вот лишь некоторые пункты:

  1. отход от комиксов;
  2. деконструкция супергероики;
  3. уход в социальную драму;
  4. непоследовательное повествование;
  5. чрезмерная социальная повестка;
  6. «воспевание женской силы» вместо гармоничного подхода к сюжету;
  7. режиссёр не может выбрать между индивидуализмом и социальностью.

Очевидно, Хлоя Чжао хотела чего-то вот эдакого, с подвывертом. А получились «Вечные». В итоге, франшиза, которая должна была дать новую жизнь вселенной Marvel, чуть ли не провалилась на старте в глазах потенциальных зрителей. Потому что и без того плохо представленных широкой аудитории персонажей решили наделить спорными чертами, а сюжет из комиксового превращают в драматический.

Но позвольте! Если хочется учить зрителей правильному социальному поведению через нуарные трагические истории, зачем вы вообще пошли снимать комиксы в кино? Хватайте «Преступление и наказание», пишите сценарий, и – вперёд, на театральные подмостки!

#вечные #marvel #хлоя чжао #интервью #кино