Найти тему
КиноРаритет

С чего начинался Ридли Скотт: один великий режиссёр заставил другого отличного режиссёра прогуливать школу

Безупречная фильмография Ридли Скотта, великого англо-американского режиссёра, начиналась с этого коротенького черно-белого фильма, во истину авторского по своей сути – Ридли Скотт тут и продюсер, и режиссёр, и сценарист, и даже оператор. За каких-то 27 минут короткометражки дебютант успевает и окунуться в мир британского подростка - нелюдимого, колючего, но не безмозглого, - и показать жизнь приморского английского городка.

Дебютным фильмом Ридли Скотт позволил зрителю увидеть мир глазами английского подростка 60-х
Дебютным фильмом Ридли Скотт позволил зрителю увидеть мир глазами английского подростка 60-х

Насколько по «Мальчику и велосипеду» виден талант будущего Маэстро? Очень виден. Эта короткометражка вообще не вызывает чувства первой ученической работы – настолько мастеровито она смонтирована, уверено снята и талантливо рассказана. Как оператор Скотт смело экспериментирует с ракурсом, сверх-крупными портретами. Как сценарист – умело рисует образ мальчишки, прогуливающего школу. Как режиссёр – точно отбрасывает всё лишнее и сосредотачивается на главном.

Ридли Скотт сам снимал фильм в качестве оператора и дал себе волю в выборе интересных ракурсов
Ридли Скотт сам снимал фильм в качестве оператора и дал себе волю в выборе интересных ракурсов

Ощущаются ли в «Мальчике и велосипеде» зачатки грядущих шедевров? Ничуть! Помимо того, что талант режиссёра уже виден в ней, заподозрить, что после этой симпатичной зарисовки Ридли Скотт возьмётся за костюмно-историческую драму, затем снимет гениальный фильм ужасов в космосе, затем поведает драму умирающих роботов из будущего совершенно невозможно. Разве что некоторыми тематическими отголосками (ностальгия по детству, ощущение одиночества в людном пространстве) «Мальчик и велосипед» отзовётся в некоторых других фильмах Мастера («Хороший год», «Марсианин», «Все деньги мира» и новелла из фильма «Все невидимые дети»).

Звездой первого фильма будущего автора «Чужого» и «Бегущего по лезвию бритвы» стал будущий автор «Голода» и «Топ Гана»
Звездой первого фильма будущего автора «Чужого» и «Бегущего по лезвию бритвы» стал будущий автор «Голода» и «Топ Гана»

Сейчас короткометражный фильм Ридли Скотта смотреть довольно-таки печально, при том, что он вовсе не мрачный и не пессимистичный. Но спустя почти 60 лет ты понимаешь, что этого уютного мира, показанного Скоттом в дебюте, уже не существует. Нет этих тихих магазинчиков с конфетами в банках, нет каруселек с угловатыми лошадками, да и мальчики, прогуливающие школу обуреваемы не столь безобидными мыслями. Но ещё печально видеть самого героя и знать, чем закончит этот пацан на велосипеде. Ведь сыграл его младший брат режиссёра, и сам будущий небесталанный постановщик Тони Скотт. Который, как известно, не столь давно добровольно отказался от жизни, не выдержав тяжёлой болезни.

Короткометражка «Мальчик и велосипед» - фильм довольно светлый, но спустя шесть десятков лет вызывает ощущение печали
Короткометражка «Мальчик и велосипед» - фильм довольно светлый, но спустя шесть десятков лет вызывает ощущение печали

Как ни странно, мастеровитость уже первой самостоятельной работы вовсе не открыла для Ридли Скотта двери в большое кино. Полнометражного дебюта ему удастся добиться только в 70-ые. В 60-ые же он прочно застрял на телевидении, снимая отдельные серии различных теперь уже позабытых телесериалов («Зет-мобили», «Получасовая история», «Информатор»), да рекламные ролики (один из которых – тоже показывал мальчика на велосипеде, только не отлынивающего от уроков, а развозящего по деревням хлеб пекарни «Havis»).