Найти в Дзене
История войн и оружия

МВТ-70 - перспективный танк США и ФРГ для 1970-х гг.

М60 "Паттон"
М60 "Паттон"

В 1960-х гг. американский танк М60 "Паттон" уступал советскому Т-62, поэтому перед США встал вопрос о создании танка превосходящего по своим характеристикам машины вероятного противника.

В то время американцы решили в качестве основного вооружения ставить комбинированные ракетно-пушечные и чисто ракетные системы.

Разработку чисто танковых пушек в США прекратили, оставили только работы по орудиям-пусковым установкам низкой баллистики.

В качестве перспективных хотели изготовить два танка: легкий танк ракетно-пушечный и при этом плавающий с опытным комплексом управления вооружением "Шиллейла" и 152-мм орудием-пусковой установкой в качестве основного вооружения (позже будет создан М551 "Шеридан"). И основной боевой танк с ракетным либо ракетно-пушечным вооружением, срок разработки определили в 5 лет.

Программа разработки ОБТ получила название MBT(MR).

Начались испытания различных вариантов компоновки, систем и агрегатов, так механика-водителя садили во вращающуюся кабинку, делали "компактную" башню низкого профиля с возможностью заряжания орудия, противорадиационные подбои и надбои, гидропневматическую подвеску и т. п.

Макет "компактной башни".
Макет "компактной башни".

В 1962 г. к проекту подключилась Германия, было решено создать совместный танк. Проект МВТ70 становился единой программой до конца десятилетия. Единый ОБТ должен был быть пригоден к серийному производству к 1970 г., для его эксплуатации должны были развернуть единую систему тылового обеспечения.

Испытательный стенд с экспериментальной гидропневматической подвеской
Испытательный стенд с экспериментальной гидропневматической подвеской
Испытательный стенд с размещением всего экипажа в башне, механик-водитель располагался в кабинке, оснащенной механизмов противовращения.
Испытательный стенд с размещением всего экипажа в башне, механик-водитель располагался в кабинке, оснащенной механизмов противовращения.

От США и ФРГ назначили по одному исполнительному директору, в подчинении которых находилось объединенное управление по конструкторским работам Joint Engineering Agency (JEA). В управлении работали как гражданские служащие, так и представители обоих стран-участниц. Ему подчинялось объединенное конструкторское бюро (Joint Design Team, JDT), в которое вошли представители подрядчиков.

С американской стороны это была фирма "Алиссон" "Дженерал Моторс", а с немецкой "German Development Corporation".

Оценивало и рассматривало проект с точки зрения экономической эффективности и технического совершенства проводилась силами "Локхид Мартин".

Для проектирования проводили математическое моделирование с помощью ЭВМ.

Обе стороны обладали равными правами, документация и деловая переписка велась на двух языках. Каждая из сторон стремилась работать согласно своей национальной традиции. Каждая стороны использовала свою систему измерения, но соединения и разъемы должны были быть метрическими. Все это тормозило и удорожало проведение работ.

Вариант компоновки с размещением вооружения в низкопрофильной башне.
Вариант компоновки с размещением вооружения в низкопрофильной башне.
Компоновка принятая к дальнейшей разработке.
Компоновка принятая к дальнейшей разработке.

Сначала предполагалось построить 16 опытных образцов, но потом их число сократили до 6. Каждая из сторон построила самоходный испытательный стенд для отработки элементов ходовой части и силовой установки, в итоге численность опытных машин равнялась 14.

Были и разногласия по поводу орудия, немцы хотели поставить 120-мм американскую пушку высокой баллистики, а американцы хотели внедрять управляемое вооружение. Немцы в первую очередь ориентировались на применение танка в условиях Западной Европы, а американцы этому противились.

В итоге немцы с 1964 г. начали собственную разработку 120-мм орудия, чтобы вооружить им часть новых машин. А в качестве основного вооружения перспективного танка был выбран комплекс в составе 152-мм нарезного орудия-пусковой установки ХМ81 и комплекса управляемого вооружения "Шиллейла". В боекомплект включили выстрел с бронебойным оперенным подкалиберным снарядом. 152-мм орудие получило индекс ХМ150.

Кроме этого танк должен был поражать легкобронированные наземные и воздушные цели дистанционно управляемой 20-мм автоматической пушкой.

Чтобы выиграть в весе приняли вариант размещения механика-водителя в специальной кабинке с механизмом противовращения, экипаж машины сократили до 3 человек, вместо заряжающего поставили механизм заряжания в нишу башни. Немцы эту идею приняли без энтузиазма.

Бронезащиту хотели улучшить за счет разнесенного бронирования.

Чтобы повысить подвижность танка решили использовать гидропневматическую подвеску.

В 1965 г. построили 2 макета и 2 самоходных испытательных стенда. В 1967 г. построили 2 опытных танка из конструкционной стали без системы управления огнем и прицельных приспособлений.

Через два года построили опытные машины из броневых сплавов и укомплектованные всеми системами и агрегатами.

Первый американский опытный образец МВТ70 (из конструкционной стали)
Первый американский опытный образец МВТ70 (из конструкционной стали)
Второй американский опытный танк МВТ70
Второй американский опытный танк МВТ70
Пятый американский опытный танк МВТ70
Пятый американский опытный танк МВТ70

Две опытные машины значительно отличались друг от друга, разными были даже конструкции корпусов и башен.

Первый германский образец МВТ70 (изготовлен из конструкционной стали)
Первый германский образец МВТ70 (изготовлен из конструкционной стали)
Один из последних немецких опытных МВТ70.
Один из последних немецких опытных МВТ70.

На испытаниях выяснилось, что американский двигатель был недостаточно надежен. Немцы свой автомат заряжания не доработали, а американцы установили образец фирмы "Дженерал Моторс".

Германская сторона не решила ряд проблем, возникших при работе над некоторыми элементами системы управления огнем.

Опытные машин превысили расчетный на 4 тонны, но снизить его в рамках выбранной компоновки было невозможно.

Американский механизм поворота башни требовалось переделать.

Были и положительные стороны машины, гидропневматическая подвеска повышала эффективность огня с ходу. По динамике и подвижности опытные образцы превосходили имеющиеся танки на вооружении. Была отмечена достаточная надежность 152-мм орудия ХМ150 и артиллерийских выстрелов к нему и ракет "Шиллейла", в их доводке огромную роль сыграл легкий танк "Шеридан".

Пуск ракеты пятым американским прототипом MBT70.
Пуск ракеты пятым американским прототипом MBT70.

Но тут решили посчитать сколько денег вложили в проект. Оказалось, что стоимость проекта выросла в 5 раз и требовалось еще полмиллиарда долларов, чтобы довести машину до серийного производства. Сам танк должен был весить 1,2 млн. долларов. В марках она бы стоила до 2,4 млн. марок. И немцы решили выйти из проекта в одностороннем порядке.

Дальнейшее продолжение работ было признано нецелесообразным и 20 января 1970 г. программа была закрыта.

Наработки по МВТ70 были использованы для "Абрамса" и "Леопарда-2".

Спасибо за прочтение.

Источник: Опытный танк МВТ70.

***

Установите приложение БургерКинг, используйте при регистрации промокод ZHP15K, зарегистрируйтесь в программе лояльности, сделайте заказ на сумму от 699 руб. и получите 400 корон на еду в БургерКинг. Также можно получить еще короны заказав "Вынос на парковку", есть возможность копить бонусы "Спасибо" от Сбера.

***