Найти в Дзене
Кот Баюн

Маги – вдохновители и идеологи гражданской войны в Персии

«… На пути к усилению царской власти стояла отсталая родовая знать, главным образом персидская, тесно связанная с местными культами. Для того, чтобы сломить власть и влияние персидской родовой знати, являвшейся господствующей силой в Ахеменидском государстве, мало было просто вооруженной руки, необходимы были и религиозные преобразования — разрушение храмов местных племенных божеств персов и насаждение в Персиде зороастрийской (мазда-яснийской) религиозной доктрины — веры в «единого великого Ахура-мазду». … Гаумата, разрушавший храмы племенных богов персов, был по существу предшественником Ксеркса, пытавшегося при помощи разрушения храмов — низвержения племенных религий персов и введения почитания единого великого бога Ахурамазды — централизовать культ, дабы при помощи его ослабить родовую знать, укрепить единовластие великого царя ...» И.Г. Алиев.

Другие статьи из серии "Империя Ахеменидов. Хроника гражданской войны":

Первая смута в Империи Ахеменидов

Карта Империи Ахеменидов, конец VI века до н.э.
Карта Империи Ахеменидов, конец VI века до н.э.

Вспыхнувшие по всей Империи Ахеменидов волнения привели в 522 г. до н. э. к власти другого сына Кира Великого – Бардию. Он официально возглавил государство 2 июля 522 г. до н. э., когда его брат Камбис был еще жив, во всяком случае, так утверждают «Бехистунская надпись» и Геродот, Ктесий Книдский же напротив считает, что Бардия взошел на трон уже после кончины царя. Камбис, получивший известие о «восстании Бардии», бросив все дела в Египте отправился во главе своих войск в Персию, но по дороге домой умер. Место его смерти, ее точная дата и место захоронения неизвестны, а довольно туманное объяснение ее причин, породило множество слухов и догадок.

Новый персидский царь начал свое правление с целого ряда мероприятий, направленных на умиротворение общества и прекращение беспорядков. Во все области империи отправились гонцы с указом об освобождении от военной службы и податей на три года. Это успокоило страсти и прибавило популярности и без того любимому народом Бардии. Несмотря на то, что трюк с «прощением недоимок» был далеко не нов, по свидетельству Геродота: «... у персов ... новый царь при восшествии на престол прощает недоимки всем городам ...»,резкий переход от жестко-командного стиля руководства Камбиса к демонстрации «заботы о чаяниях народа», был восторженно встречен во всех областях Персидской державы.

Персидский царь и приближенный к нему «народ»
Персидский царь и приближенный к нему «народ»

Заручившись, таким образом, поддержкой «широких масс», Бардия начал наступление на главных противников царей Древнего мира в борьбе за власть – родовую аристократию. Разумеется, речь идет, прежде всего о Персии и Мидии, устраивать «потрясение основ» на всем пространстве империи новый монарх не собирался. Ему важно было обуздать персидскую и, частично, мидийскую знать, стоящую во главе всех сколько-нибудь значимых институтов государственной власти Империи. Подробности его деятельности на этом поприще в основном до нас не дошли, но из «Бехистунской надписи» известно о скоте, фамильных владениях (скорее всего земельных наделах) и домашней челяди (рабах или закрепощенных общинниках) отнятых Бардией у «народа».

Под красивым именем «народ», в VIв. до н.э., как и в остальные исторические эпохи, скрывались «хозяева жизни» того времени, «наложившие лапу» на большую часть материальных ценностей. Именно они считались «народом», все остальные – были просто «пылью под ногами», не стоящей упоминаний. Во времена Кира-Камбиса-Бардии таким «народом» были родовые аристократы - потомки племенных вождей, находящиеся в вечной борьбе одновременно с царями и «рядовыми общинниками». Считая себя равными царям «по крови», эти «князьки» отчаянно отстаивали свои «свободы и привилегии», не желая подчиняться единым для всех законам империи. Одновременно они вели наступление на права общины, под любыми предлогами отчуждая в свою пользу земли и имущество «рядовых» землевладельцев, а самих общинников пытались низвести до положения сервов, находящихся в неограниченной зависимости от аристократов.

Знатные персы в национальных костюмах
Знатные персы в национальных костюмах

Вот этот-то «народ» и «ощипал» Бардия, заставив вернуть общинам присвоенные земли и стада. Тогда же, вероятно, были освобождены попавшие в кабалу и превратившиеся в «домашнюю челядь» аристократов мелкие землевладельцы. Подобные действия царя еще сильнее укрепили его «союз» с мелкими землевладельцами-общинниками, направленный против общего противника – родовой аристократии. Дальнейший ход событий показывает, что все его предыдущие поступки не были спонтанными, а подчинялись заранее составленному, хорошо продуманному и подготовленному плану. Заручившись «поддержкой масс» и получив у них некий «кредит доверия», Бардия начал теснить родовую знать на религиозно-идеологическом фронте. Это была крайне опасная и чреватая непредсказуемыми последствиями борьба, но, в случае победы, царь переставал быть «первым среди равных», он становился «первым после бога».

«… О древнейшей религии местного населения Мидии и Иранского плато вообще можно судить только по различным рисункам на керамических изделиях, по памятникам луристанских бронз и некоторым иным материалам. Судя по ним, насельники указанных областей обожествляли животных и птиц. Большую роль в мифологии, судя по луристанским бронзам, играли различные чудовища. Значительную роль в религии местного населения играли также змеи и змееподобные существа, поклонение которым засвидетельствовано археологическими материалами. Змея была, очевидно, тотемом некоторых местных племен Мидии. Во всяком случае, в более поздней традиции мидяне считались «змеерожденными» («вишапудзунками»). По-видимому, только этим и следует объяснить ту большую роль и значительное место, которое отводится змеям, этим персонифицированным этнархам местного населения, в Авесте, созданной пришлыми ираноязычными племенами ...» И.Г. Алиев.

Ахура-Мазда – верховный бог в зороастризме и маздаизме. Пророк Зороастр - основатель зороастризма, провозгласил его единым богом
Ахура-Мазда – верховный бог в зороастризме и маздаизме. Пророк Зороастр - основатель зороастризма, провозгласил его единым богом

Религия автохтонных племен ничего общего не имела с принесенными пришельцами вероучениями, которые впоследствии назовут авестийскими. По мере распространения ариев по Иранскому плато, местные верования смешались с принесенными извне. Позднее из этой причудливой смеси родились маздаизм и зороастризм. Ранний маздаизм был политеистической религией, в которой кроме главного бога Ахура-Мазды почитались и иные божества. В подобном виде он исповедовался племенами, жившими на территории восточной Мидии в начале I тысячелетия до н. э. С течением времени, под влиянием идей зороастризма, с которым маздаизм был тесно связан и порой трудно различим, племенные божества были объявлены дэвами (злыми духами) и с их культами началась борьба. «… учение самого Заратуштры, изложенное им в Гатах, являет собою несомненно реформированную и по существу монотеистическую религию или религию монотеистического дуализма, бесспорно отличную от древней индоиранской религии, хотя и тесно связанную с ней ...» И.Г. Алиев.

Заратустра. Художник Илья Глазунов
Заратустра. Художник Илья Глазунов

К началу правления Бардии, в Персии и Мидии одновременно сосуществовали маздаизм в разных формах, начинающий «оформляться» зороастризм (по мнению некоторых историков, Заратустра жил как раз в это время), и остатки древних верований жителей Иранского нагорья. Как раз против «естественно возникших племенных религий» и была направлена религиозная политика Бардии. Дело вовсе не в том, что поклонение природным силам: солнце, луне, земле, воде, ветру и духам предков как-то мешало царю. Просто древнейшие формы религии были тесно связаны с родоплеменными традициями, на которые опирались противники твердой царской власти – аристократы. Поэтому, не особо стараясь отделить религию от политики, персидские цари обрушили репрессии на древнеиранских богов и их почитателей. Забегая вперед, можно сказать, что, как это часто бывает в политике, после смерти Бардии его подход к религии был «взят на вооружение» его противниками. В конце царствования Дария Iи начале правления Ксеркса активно насаждался «официальный государственный культ», вобравший в себя основные черты маздаизма и зороастризма.

Зороастр (Заратустра). Художник Н.К.Рерих
Зороастр (Заратустра). Художник Н.К.Рерих

«… религиозное состояние Ирана в эпоху Ахеменидов характеризовалось неустойчивостью, двойственностью, свойственными переходу от «естественной» к «откровенной» религии. … маздеизм как общеперсидская религия при Ахеменидах только ещё становился на ноги и вынужден был сосуществовать с домаздеистскими местными родоплеменными культами ...». В.И. Абаев. Бардия, как и последующие персидские цари, воспользовался происходящей в его время «борьбой религий» в своих целях. Неизвестно, насколько религиозен был он сам, но за религиозными тенденциями он явно следил и использовал их для вербовки сторонников. Наверное, именно так он наладил контакт с представителями мидийского племени магов. В его тщательно спланированных действиях после занятия престола и реформаторской религиозной политике, прослеживается влияние этого влиятельного мистического и религиозного объединения.

Едва ли внешний вид реально существовавших магов был столь экзотичен, но душа автора, в свое время не пренебрегавшего Толкиеном, Нортон, Желязны и прочей «фэнтези», требует соблюдения канонов этого жанра. Благо, того как выглядели «настоящие маги» никто не знает
Едва ли внешний вид реально существовавших магов был столь экзотичен, но душа автора, в свое время не пренебрегавшего Толкиеном, Нортон, Желязны и прочей «фэнтези», требует соблюдения канонов этого жанра. Благо, того как выглядели «настоящие маги» никто не знает

Мидийское племя магов, по предположениям историков, обитало где-то в области Раги (Рага). По неизвестным нам причинам с древнейших времен оно «поставляло» из своей среды жрецов, астрологов и гадателей, со временем полностью монополизировав область мистических знаний. Постепенно это стало традицией и большая часть мидийских жрецов, по умолчанию, являлась выходцами именно из этого племени. По косвенным данным известно, что они играли важную роль при дворе последнего мидийского царя – Астиага. Поражение Мидии в войне с Персией не умалило значения магов, наоборот, они распространили свое влияние и на державу-победительницу, по-прежнему исполняя жреческие функции. Изначально маги являлись жрецами «естественно возникших племенных религий» и поклонялись уже упомянутым природным силам, духам предков и т.д. Позднее, с появлением маздаизма и начальных форм зороастризма, маги, обладавшие, как и положено «интеллигентам», гибким разумом и еще более гибкими принципами, быстренько начали осваивать «новую веру».

Переход к новым формам религии тянулся достаточно долго, а маги, все же, не были монолитной корпорацией. Среди них существовали различные внутренние группы, исповедующие разные виды служения богам и зачастую враждебные друг другу. Когда Бардия разрушал храмы племенных богов, объявленных, сторонниками Заратустры среди магов, злыми духами-дэвами, этим он, вполне вероятно, наносил удар другой группе магов, служившей этим самым племенным кумирам. Позднее, когда зороастризм стал господствующей религией, и его стало проповедовать подавляющее большинство магов, понятия «жрец учения Заратустры» и «маг» стали синонимами. Хотя и тогда среди магов остались различные внутренние группировки, объединенные различным пониманием отдельных сторон учения Заратустры.

«… разрушая храмы племенных божеств персов, Гаумата действовал не только как фанатик-зороастриец, которому противно было сооружение храмов. Он при помощи религиозных преобразований - централизации культа - быть может, в первую очередь стремился провести в жизнь свою социально-политическую программу — централизацию государственной власти ...» И.Г. Алиев.
«… разрушая храмы племенных божеств персов, Гаумата действовал не только как фанатик-зороастриец, которому противно было сооружение храмов. Он при помощи религиозных преобразований - централизации культа - быть может, в первую очередь стремился провести в жизнь свою социально-политическую программу — централизацию государственной власти ...» И.Г. Алиев.

Безусловно, в магах Бардию привлекли не только их, близкие ему, взгляды на религию, но и огромный потенциал, заложенный в самом сообществе магов. «… Имея огромное влияние в народе (и в первую очередь в Мидии) и будучи силой, несомненно, в значительной степени сплоченной и организованной, сосредоточившей в руках своих не только сакральные функции, но и прибравшей к рукам в какой-то мере хозяйственные, юридические, финансовые и иные дела (о чем говорят персепольские таблички), маги, эти носители религиозной мысли мидийского народа, были в то же время, так сказать, силой крамольной. Маги являлись застрельщиками многих известных, вероятно, и неизвестных нам значительных событий древней и средневековой истории Мидии и вообще Ирана ...» И.Г. Алиев. Возможности сообщества магов – общеиранских жрецов, по мобилизации народных масс и формированию «нужного» общественного мнения, сложно переоценить.

Ранний зороастризм, как и большинство культов в начале своего развития, был демократичной и призывающей к переменам религией. Поэтому его жрецы-маги легко находили общий язык с восставшими крестьянами и побуждали их на нужные для себя и Бардии действия. Также легко маги, будучи мидийским племенем и «носителями религиозной мысли мидийского народа», договаривались с мидийскими националистами, вожделеющими возрождения «великой Мидии». Наконец, близкое к Бардии руководство «жреческой корпорации» участвовало в разработке планов преобразования империи и, отчасти, руководило их осуществлением. Фактически все «восстание Гауматы-Бардии» и, возможно, последующая гражданская война проходило по написанному магами сценарию. Многие историки даже писали о попытке «установления теократической власти мидийских магов». После смерти Бардии-Гауматы и победы Дария I в гражданской войне у сообщества магов оказалось достаточно сил и жизнеспособности, чтобы пережить краткий период гонений и вновь занять свое место советников царей и главных идеологов империи. Они участвовали в управлении Иранским нагорьем и находящимися на его территории государственными образования на протяжении столетий, и нанести им поражение и полностью отстранить от власти смог только ислам.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

Кембриджская история Древнего мира. т. 4 "Персия, Греция и Западное Средиземноморье"

«Политическая история Ахеменидской державы» М. А. Дандамаев

«История. Книга вторая. Евтерпа» Геродот

"История Персидской империи" Альберт Олмстед

"История Мидии" И.М. Дьяконов

"История Мидии" И.Г. Алиев

«Религия в истории народов мира» С.А. Токарев

«Пятый столбец Бехистунской надписи Дария I и антидэвовская надпись Ксеркса» В.И. Абаев.

Еще одно фэнтези-изображение магов, в виде неких безликих, но могущественных темных сущностей
Еще одно фэнтези-изображение магов, в виде неких безликих, но могущественных темных сущностей

Другие статьи из серии "Империя Ахеменидов. Хроника гражданской войны":

Первая смута в Империи Ахеменидов

-12