Существуют некоторые тексты Священного Писания, которые, по-видимому, приписывают способность творить чудеса (равносильные некоторым из тех непосредственных Чудес, сотворенных самим Богом) определенным Искусствам Магии и Заклинаниям. Например, когда мы читаем, что после того, как Жезл Моисея, брошенный на землю, превратился в Змею (Исход. 7. 11.), “Маги Египта сделали то же самое своими Чарами”; и что после того, как Моисей превратил воды Египетских Ручьев, Рек, Прудов и Водоемов в кровь (Исход. 7. 22.) “Маги Египта поступили так же со своими Чарами”; и что после того, как Моисей силой Божьей привел лягушек на землю (Исход. 8. 7.) “Маги также поступили так со своими Чарами и вывели лягушек на землю Египта”; разве человек не будет склонен приписывать Чудеса Чарам, то есть эффективности звука Слов; и думать, что то же самое очень хорошо доказано из этого и других подобных мест? и все же в Писании нет места, которое говорило бы нам, что такое Колдовство. Поэтому, если Чары не являются, как многие думают, действием странных эффектов с помощью заклинаний и слов; но Обман и заблуждение, созданные обычными средствами; и настолько далеки от сверхъестественного, что Самозванцам нужно изучать не столько естественные причины, сколько обычное невежество, глупость и суеверие человечества, чтобы сделать их; те тексты, которые, кажется, подтверждают силу Магии, Колдовства и Чар, должны иметь другой смысл, чем на первый взгляд, они, кажется, несут.
Что Люди Склонны Обманываться Ложными Чудесами
Ибо достаточно очевидно, что Слова действуют только на тех, кто их понимает; и тогда у них нет ничего другого, кроме как обозначать намерения или страсти тех, кто говорит, и тем самым вызывать надежду, страх или другие страсти или представления у слушающего. Поэтому, когда Жезл кажется Змеей, или Вода Шумит, или любое другое Чудо кажется совершенным с помощью Чар; если это не в назидание людям Богов, ни Жезл, ни Вода, ни что-либо другое не заколдовано; то есть, воздействует Словами, но Зритель. Так что все Чудо состоит в том, что Чародей обманул человека; что не является Чудом, но очень легко сделать.
Ибо таково невежество и склонность к ошибкам вообще всех людей, но особенно тех, кто не имеет большого представления о естественных причинах, природе и интересах людей; как и бесчисленными и легкими уловками, которыми можно злоупотреблять. Какое мнение о чудесной силе до того, как стало известно, что существует Наука о движении Звезд, мог бы составить человек, который должен был сказать людям, что в этот час или день Солнце должно быть затемнено? Жонглер, обращающийся со своими кубками и другими безделушками, если бы сейчас это не практиковалось обычно, считался бы творящим свои чудеса силой, по крайней мере, Дьявола. Человек, который практиковался в том, чтобы говорить, втягивая свое дыхание (таких людей в древности называли Чревовещателями), и таким образом, чтобы казалось, что слабость его голоса исходит не от слабого побуждения органов речи, а от расстояния, способен заставить очень многих людей поверить, что это голос с Небес, что бы он ни пожелал им сказать. И для хитрого человека, который расспрашивал о тайнах и знакомых признаниях, которые один человек обычно делает другому о своих прошлых поступках и приключениях, рассказать им о них снова нетрудно; и все же есть много людей, которые с помощью таких средств получают репутацию Фокусников. Но это слишком долгое дело, чтобы перечислять несколько видов тех людей, которых греки называли Тауматургами, то есть творцами чудесных вещей; и все же они делают все, что делают, благодаря своей единственной ловкости. Но если мы посмотрим на Обманы, совершенные Конфедерацией, то нет ничего невозможного, что можно было бы сделать, что невозможно было бы опровергнуть. Ибо два человека, сговорившихся, один, чтобы казаться хромым, другой, чтобы вылечить его заклинанием, обманут многих; но многие сговорились, один, чтобы казаться хромым, другой, чтобы вылечить его, и все остальные, чтобы засвидетельствовать; обманут еще многих.