Найти тему
Библиотекарь

Двенадцать лет рабства

Галилея видимо не случайно стала местом основной деятельности и служения Господа Иисуса Христа. Располагаясь севернее консервативной части Иудеи, эта местность изобиловала разнохарактерным населением, по этническому и религиозному составу. Ассимиляция, широко применяемая ассирийскими царями, сделала свое дело и к моменту прихода Христа основной состав населения этой плодородной местности представлял из себя смесь остатков коренных жителей и переселенцев из различных областей Ассирийской империи. Следовательно, не смотря на наличие синагог и иудейской культуры, жители оставались не так строги к требованиям и множеству учений, наводнивших мышление тех, кто считал себя правоверными иудеями.

Тем не менее, учение Иисуса даже здесь вызывало вопросы и недоумения, а в более консервативной и ортодоксальной Иудее, было бы гораздо сложнее проповедовать и исцелять больных. Складывается впечатление, что Иисус сознательно шел на риск с главенствующей верхушкой и религиозными предпочтениями того времени. И один такой случай мы сегодня и рассмотрим.

"И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его. И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова." (Mф. 9:19-22)

Синоптические евангелия описывают этот случай практически одинаково, за исключением некоторых моментов и реплик. В рассказе Матфея нет вопроса - "Кто прикоснулся ко Мне?", но основная канва схожа с повествованием Марка и Луки. В принципе это не главное, а самым ценным является тот факт, что Христос вновь пошел против культовых правил и просто исцелил эту женщину, страдающую от кровотечений и считающейся нечистой со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Говоря современным языком, эта женщина страдала от разновидности фибромы яичника или меноррагии (αἱμορροοῦσα ), которые гинекология в наши дни лечит с переменным успехом, значительно облегчая страдания пациентов. Тогда же, страдания этой женщины усиливались ощущением культовой нечистоты в свете требований книги Левит, где в пятнадцатой главе даны подробные инструкции по поводу различного рода истечений, кои сводились к изоляции и омовениям водой, всего, к чему прикасался "нечистый".

Эта болезнь характерна для женщин 30-40 лет, хотя может варьироваться от 40-ка и до 60-ти, из чего можно заключить, что перед нами еще довольно молодая особа, и по всей видимости достаточно зажиточная, раз в течении двенадцати лет она искала пути и способы избавиться от временами мучивших её излияний. В конечном итоге, источив все материальные ресурсы, придя в "...еще в худшее состояние". (Mк. 5:26) она предприняла отчаянную попытку обратится к Учителю из Галилеи с мыслью "если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею". (Mф. 9:21)

Улучив момент, отбросив назад все страхи, религиозные традиции, в отчаянии желающего обрести здоровье, она прикоснулась к кисточкам края одежды, и ощутила, как это часто бывает облегчение. Источник ее боли иссяк, и она решила скрыться, чтобы не объяснять ничего и никому.

Дело в том, что мало было самой оставаться "нечистой", запрещалось также прикасаться к чему и кому-либо, делая автоматически "нечистым" людей и предметы. К ее несчастью, за своей спиной она услышала вопрос; "Кто прикоснулся ко Мне?" и со страхом замерла.

"Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась." (Лук. 8:46-47)

Иисус получил ответ на Свой вопрос, и несмотря на противоречия, предрассудки, устоявшиеся взгляды, на удивление всем не отругал, не проклял эту женщину, а сказал ей: "Дщерь, вера твоя спасла тебя, иди с миром". Тем самым поставив под удар многовековые взгляды, и всю культовую систему иудаизма, которой приходил конец.

Желание женщины быть здоровой поставлено на передний план, человек с его нуждами превыше всех остальных предвзятых мнений - такой вывод можно сделать из этой сцены. Сегодня, читая эту милую евангельскую историю, сложно уловить все нюансы, и страхи, которыми была наполнена искавшая избавления у Христа жительница Галилеи. Фраза "милости хочу, а не жертвы" - сказанная древнему пророку, постепенно обретала свои черты в служении Христа, и оставаясь до конца не понятной даже жителям современного мира.