"Гори, гори, моя звезда"
... Гражданская война еще полыхает на южных российский просторах. И по улицам маленького городка по очереди скачут отряды красных, белых и зеленых. Но одержимый идеями Нового Революционного искусства Искремас (Олег Табаков) вопреки всему мечтает создать небывалое театральное зрелище...
Эта трагикомедия, бесспорно, стала лучшей в кинобиографии Александра Митты ("Экипаж", "Сказка странствий"). Поначалу роль Искремаса должна была достаться Ролану Быкову (1929-1998). Однако именно в это время он впал в немилость из-за запрещенного "Комиссара".
И роль в итоге досталась Олегу Табакову. Он сыграл ее вдохновенно, обнажив талантливую наивность своего персонажа, очарованного шаровой молнией революционных лозунгов...
Роль его добровольной помощницы - малограмотной украинской девчонки - замечательно сыграла юная Лена Проклова ("Снежная королева", "Звонят, откройте дверь!").
И хотя в фильме собрано целое созвездие лучших актеров, невозможно забыть Олега Ефремова (1927-2000) в роли художника-самоучки, столь же беззаветно и наивно преданного Искусству, как и Искремас.
Сквозь смех и слезы в фильме А. Митты с годами все отчетливее проступает мысль об иллюзорности надежд на Светлое Красное Будущее, о жестокости братоубийственных войн, о том, что человека в этом мире может спасти только настоящая Любовь...
Александр Федоров, 2000.
"Восхождение"
Середина 1970-х оказалась на редкость счастливой для Ларисы Шепитько. После запрета "Родины электричества"(по Андрею Платонову), неудавшейся попытки снять "Белорусский вокзал"(в итоге фильм поставил А. Смирнов) и утомительной борьбы с цензурой по поводу драмы "Ты и я" она добилась права на экранизацию военной повести Василя Быкова "Сотников". И зимой 1977 года заслуженно получила главный приз Берлинского фестиваля.
Она изменила быковское название на библейское - "Восхождение". А история о двух партизанах, попавших в немецкий плен, стала историей Христа и Иуды...
Тогдашняя цензура не заметила (или сделала вид, что не заметила) метаморфозы. "Восхождение" скромно прошло по российским экранам под "военно-патриотической" рубрикой...
Сотников в исполнении Бориса Плотникова ("Дикая охота короля Стаха") - человек, до конца преданный идее и готовый ради нее идти на плаху.
Зато Рыбак Владимира Гостюхина ("Охота на лис", "Урга") во что бы то ни стало хочет остаться в живых.
Партизан допрашивает русский следователь - бывший учитель, перешедший на сторону нацистов. Анатолий Солоницын ("Андрей Рублев", "Сталкер") играет его как вариацию характера Понтия Пилата...
Кого из них можно понять, а кого простить?
Сегодня мы слишком много знаем о войне, чтобы однозначно и раз и на всегда ответить на этот вопрос...
Тогда, в середине 70-х, многим зрителям "Восхождения" это выбор сделать было, наверное, легче...
По-видимому, Лариса Шепитько осталась довольна аскетизмом черно-белой графики оператора "Восхождения" Владимира Чухнова и пригласила его снимать свою следующую картину - экранизацию повести Валентина Распутина "Прощание с Матерой".
В начале июля 1979 года съемочная группа Ларисы Шепитько выехала на выбор натуры. Было раннее утро, и водитель микроавтобуса задремал за рулем... Шепитько и Чухнов погибли мгновенно... Ларисе едва исполнилось сорок лет...
В 1981 году "Прощание" поставил муж Ларисы Шепитько - Элем Климов ("Агония", "Иди и смотри"). В этом фильм остался только один кадр, снятый самой Ларисой - огромное дерево, шелестящее листвой на ветру...
Александр Федоров, 1993