Недавно попалась на глаза очередная статья о Дэвиде Байроне, покойном экс-вокалисте группы Uriah Heep. Ничего нового автор статьи не сказал, и собственно музыке уделил очень мало внимания, зато как обычно расписывал байроновский алкоголизм, повторяя, как попугай, давно всем известные истории о пьяных выходках певца. Одна из таких историй - случай, якобы имевший место на концерте в Швеции, где Байрон "упал со сцены и первые шесть песен пел из оркестровой ямы". Насколько правдоподобна такая ситуация, мы обсудим позже, а пока просто скажем, что само по себе падение со сцены никак не является доказательством опьянения человека. В оркестровую яму часто падали люди вполне трезвые и вменяемые. И для многих из них это закончилось отнюдь не так удачно, как для Дэвида Байрона, к которому мы ещё вернемся.
Ещё в 2009 г. на немецких профессиональных форумах поднимался вопрос о необходимости защитного ограждения оркестровой ямы. Но, к сожалению, ничего не изменилось, и оркестровые ямы до сих пор являются главными очагами опасности для жизни и здоровья как артистов, так и зрителей. Вот лишь несколько относительно недавних происшествий, попавших в сводки новостей:
В декабре 2010 года в Казани на концерте в театре оперы и балета ученица казанской консерватории оступилась и упала в четырехметровую оркестровую яму. 20-летняя девушка сломала руки и была госпитализирована. Пострадал и музыкальный инструмент – альт.
В ноябре 2012 года стало известно, что дирижер проекта "Голос" на "Первом" Сергей Жилин во время съемок одного из эфиров шоу оступился и упал в оркестровую яму. Выбравшись, Жилин продолжил работать, но к вечеру почувствовал себя настолько плохо, что не смог самостоятельно передвигаться. Прибывшие медики доставили музыканта в стационар, где Жилину диагностировали перелом ноги.
16 марта 2013 года в Пермском театре оперы и балета произошел несчастный случай, в результате которого исполняющая обязанности главного режиссера Ольга Эннс упала в оркестровую яму, получив травму головы. В течение двух недель и.о. главного режиссера находилась в коме. 2 апреля она скончалась.
16 июля 2013 года скрипач оркестра Большого театра Виктор Седов упал в оркестровую яму. Несчастный случай произошел на Новой сцене театра. 17 июля в результате полученных травм музыкант скончался.
В августе 2009 года в оперном театре Глайндборн в графстве Восточный Суссекс на юге Англии пуэрториканская оперная певица Ана Мария Мартинес, исполнявшая главную партию Русалки в одноименной опере Антонина Дворжака, упала со сцены в оркестровую яму. Инцидент произошел незадолго до окончания первого действия оперы: певица зацепилась ногой за элемент декорации, потеряла равновесие и упала в оркестровую яму. Она не получила серьезных повреждений и заявила, что готова продолжить выступление, но организаторы концерта настояли на госпитализации Мартинес (запомним этот факт!).
Артисты знают, что при выходе на сцену их могут ослепить лучи прожекторов, и риск оступиться или споткнуться достаточно велик. Разумеется, этот риск многократно возрастает, когда во время гастрольных турне приходится каждый вечер выступать на незнакомой сцене, и более других подвержен этому риску солист, который должен находиться на переднем краю - поближе к публике. Вот что рассказывал барабанщик Deep Purple Ян Пэйс о недолгом существовании группы Paice - Ashton - Lord (PAL):
"Когда в середине 70-х Deep Purple распались, то мы с Джоном Лордом создали новый проект Paice-Ashton-Lord. Причем решили его строить вокруг клавишника Тони Эштона - чтобы у нас с Джоном Лордом случайно не получился новый Deep Purple (улыбается). Новичок Тони очень боялся больших залов. В обычном - чувствовал себя комфортно. А попадая на стадион, сразу робел. Помню наш последний концерт в Лондоне. Сцена ярко освещена и зал с нее видится большим темным пятном. Тони шел-шел с микрофоном, не сориентировался и - рухнул вниз. Так что в последний раз я видел Тони Эштона лежащим под сценой в оркестровой яме" (смеётся).
Из этих слов Пэйса становится ясно, что продолжить выступление Тони Эштон тогда не смог, да и группа вскоре после этого распалась. А жаль...
А знаменитый музыкант Фрэнк Заппа в 1971 году свалился в оркестровую яму не по собственной оплошности - его столкнул туда выбежавший на сцену посетитель концерта. Позже злоумышленник заявил, что Заппа якобы оказывал знаки внимания его девушке, и он поэтому вспылил, с кем не бывает. Но для Фрэнка это происшествие имело очень серьёзные последствия, которые он красочно описал в своей автобиографии:
"Музыканты решили, что я умер. Я упал с пятнадцатифутовой высоты на бетонный пол, вывернув голову к плечу, и выгнув шею так, будто она сломана. Мне распороло подбородок, продырявило затылок, и вдобавок я сломал ногу и ребро. Одну руку парализовало.
В те дни телохранителей я с собой не возил; «охрану» предоставляли местные импресарио. На том концерте охрана состояла из двух здоровенных парней из Вест-Индии, устроившихся по бокам сцены. Во время выхода на бис они удалились курнуть травы.
В их отсутствие парень по имени Тревор Хауэлл выбежал на сцену и ударом кулака свалил меня в яму.
Журналистам он рассказал две истории. В одной утверждалось, что я «строил глазки его подружке». Это неправда, поскольку оркестровая яма была не только пятнадцати футов глубиной, но и шириной вдвое больше, а в лицо мне светил прожектор. В подобных случаях я вообще не вижу публики — все равно, что пялиться в черную дыру. Я даже не видел, как на меня этот тип набросился.
Другому газетчику он сказал, что пришел в ярость, не получив от нас «хорошего товара за свои деньги». Выбирайте ту историю, что вам больше по душе.
Ударив меня, он попытался скрыться в толпе, но двое парней из технического персонала схватили его и привели за кулисы, чтобы передать полиции. Впоследствии он отсидел год за нанесение мне «тяжких телесных повреждений».
Британская пресса сочла все это весьма забавным... "
"... Когда моя голова сдвинулась на плечо, мне повредило гортань, и я не мог говорить. В результате голос у меня стал на треть ниже, каковым и остается по сей день (иметь низкий голос совсем неплохо, но я предпочел бы получить его другим способом).
Почти год я просидел в инвалидном кресле с загипсованной ногой. Потом гипс сняли, а меня снабдили протезным устройством — такой штуковиной с ремнями, металлическими шарнирами и специальным башмаком. Нога в конце концов зажила, но кость срослась кривовато. Теперь одна нога чуть короче другой, отчего много лет хронически болит спина."
Конечно, Заппа не сидел в инвалидном кресле без дела и продолжал сочинять музыку, а оправившись от травм, вновь вышел на сцену.
Как мы видим, такие "полёты во сне и наяву" - вещь далеко не безобидная. В августе этого года житель Ульяновска приехал в Муром торговать на ярмарке, проходившей в фойе местного Дома культуры. Неся коробки с товаром, мужчина решил сократить путь и пошел через зрительный зал. Как вы уже догадались, он оступился и рухнул в оркестровую яму. От полученной травмы головы незадачливый коммерсант погиб на месте...
Да что говорить, в яму падал даже Николай Басков! (Никто ведь не скажет, что он алкаш?) Отделался Коля сравнительно легко, однако ногу был вынужден лечить.
Но вернемся к Дэвиду Байрону. Трудно сейчас установить истину, хотя кое-что в истории с его падением, если вдуматься, настораживает. Только представьте: пьяный в хлам человек неожиданно для себя падает с приличной высоты... но тут же вскакивает и как ни в чем не бывало начинает петь. Супер-профессионал, Бельмондо позавидует. И вот таким образом он исполняет целых шесть песен - а это, на минуточку, почти полконцерта! Где же были устроители шоу, почему не побеспокоились, не прибежали на помощь? Они ведь отвечают за безопасность артистов, и в случае чего могут попасть на очень серьёзные деньги, учитывая стоимость медицинских страховок. Помните оперную певицу Мартинес, о которой шла речь вначале? Перепуганные организаторы отправили её в больницу, хотя женщина не получила видимых повреждений. А тут со сцены падает рок-звезда, известная на весь мир, но никому и дела нет. Посмотрели сверху: ага, шевелится - живой, значит. Давайте мы ему туда микрофон скинем, пусть поёт. И остальные музыканты группы играют себе песню за песней, нисколько не волнуясь, что выглядит это крайне глупо. А вывести певца обратно на сцену, убедиться, что он в порядке, и только потом продолжить концерт - не судьба? Бред какой-то. Не могу настаивать на своей правоте, но я скорее поверю, что то была какая-то постановка, трюк, чтобы развлечь публику. Да, "товарищи по группе" создали Байрону такую репутацию, будто он каждый вечер надирался до мертвецкого состояния, хотя тоже были отнюдь не ангелами (Мик Бокс сам рассказывал, как в нетрезвом виде падал со сцены и ломал себе запястья). Но если посмотреть съемки с концертов 1975-76 годов (самый напряженный период), то мы видим вокалиста в прекрасной форме и абсолютно трезвого.
Оно и понятно - вряд ли спившийся маловменяемый человек смог бы выдержать такой график работы: за два года - два альбома, записанных с группой, один сольный альбом, и масса перелетов с концертами по всему миру. Тем не менее, людям почему-то нравится представлять Дэвида опустившейся полуразвалиной, которая чего-то там мычит заплетающимся языком из оркестровой ямы. Печально.