Найти тему

Всё о методе обучения по станциям

Оглавление

В конце статьи вы сможете бесплатно скачать дорожную карту организации обучения по станциям!

Что такое обучение по станциям?

Обучение по станциям – это форма системно-деятельностного урока. Ученики осваивают тему учебного занятия самостоятельно на так называемых станциях. На каждой станции учащиеся знакомятся с одним из аспектов темы. Дети раскрывают тему пошагово с помощью выполнения различных заданий, погружаясь в процесс активного познания. Обучение по станциям можно применять в классах любой возрастной группы.

Как действует обучение по станциям?

► Учителю необходимо выделить в теме основные аспекты, важные для освоения.

► На каждый аспект темы создаётся отдельная станция.

► На каждой станции ученикам предстоит решить определённую учебную задачу.

► Формы и виды деятельности станций отличаются друг от друга. Например, одна станция нацелена на аналитическое чтение, другая – на письменные задания, третья – на небольшие эксперименты или наблюдения, четвёртая – на задания в игровой форме, пятая – на разгадывание ребусов, прохождение мини-квестов и т.п.

► Станции создаются до начала урока в учебном классе. Расположение станций по отношению друг к другу необходимо продумать заранее, учитывая, что на одних станциях может быть шумно, а на других, наоборот, требуется концентрация.

► До начала работы станций необходимо пояснить учащимся суть темы и глобальную цель урока, а также правила обучения по станционному методу (напомнить, на каких станциях возможна групповая или парная работа, сколько времени можно затратить на пребывании на одной станции и т.д.).

► Каждая станция снабжается «ключами», т.е. правильными ответами для самоконтроля.

► Раздаются путевые листы, на которых указаны станции, в том числе и те, посещение которых является факультативным.

► В то время как ученики проходят станции, учитель выполняет роль модератора и консультанта. Учащиеся могут выразить аргументированное мнение о том, какая из станций показалась им наиболее сложной, а какая интересной или скучной. Мнение учащихся является очень важным, т.к. в дальнейшем учитель может организовать станции с учётом мнения учеников.

-2

Правила обучения по станциям

Чтобы станционное обучение проходило по заранее продуманному плану и не превратилось в хаос, необходимо познакомить учащихся с простыми правилами:

► Обходитесь с материалами и техническими средствами станций бережно!

► Не оставляйте после себя беспорядок!

► Не оставляйте задание незавершённым!

► Берите только один рабочий лист!

Преимущества обучения по станциям

В зависимости от цели урока, метод позволяет осуществлять повторение, закрепление или презентацию темы.

Способ дифференциации

Обучение по станциям является хорошим средством дифференциации, т.к. предлагает учащимся многообразие заданий и форм. Каждый учащийся может воспользоваться решением, доступным только ему. Кроме того, дети могут работать над решением поставленной задачи в индивидуальном темпе.

Стимулирование самостоятельности

Дети учатся работать над темой самостоятельно, пользуясь указаниями на рабочих листах.

Разнообразие деятельности

Разнообразие форм учебных заданий предоставляет учащимся возможность достичь цели с учётом их индивидуальных способностей и потребностей.

Самоуправление

Ученики могут сами выбирать последовательность прохождения станций, планировать своё время и решать, какую из станций они пройдут самостоятельно, а какую вместе с одноклассниками. Свобода принятия решений служит импульсом к мотивированному обучению.

Самоконтроль

Так как станции снабжены «ключами» заданий, учащиеся могут проверить себя самостоятельно. При этом учителю необходимо следить, чтобы самоконтроль не превратился в бессмысленное списывание.

Социальные компетенции

При работе в команде или по парам необходимо владеть навыками групповой работы, чтобы взаимодействие учащихся было эффективным.

Недостатки обучения по станциям

Планирование

Подготовка станционного обучения требует тщательного планирования. Необходимо продумать тему, подготовить материалы, инструкции, рабочие листы, оформить кабинет, рассчитать время…

Материалы

Для обеспечения работы станций требуются материалы, разные по форме и содержанию, но объединённые одной глобальной целью урока.

Дисциплина

Реализация метода требует от учащихся создания рабочей атмосферы в классе. Если ученики не приучены к групповым формам работы, то преимущества обучения по станциям могут превратиться в серьёзные недостатки. Поэтому важно пошагово обучать детей основам работы в группе с помощью письменных инструкций.

Списывание

Есть опасность, что ученики, которые не хотят работать самостоятельно, могу списать правильные ответы и передвигаться по станциям в качестве пассивных наблюдателей.

Шум в классе

Зачастую дети не могут работать тихо. И даже если они стараются разговаривать негромко, в кабинете может быть достаточно шумно. Тем не менее, рабочий шум не стоит расценивать как нечто негативное. Полная тишина во время групповой работы фактически исключена.

Здесь можно скачать дорожную карту метода, которая будет полезна для всех, кто хочет реализовать обучение по станциям на своём уроке уже сейчас.