В ближайшей перспективе в Российской Федерации начнется выпуск китайских и американских двигателей. Сегодня у нас на территории России выпускают немецкие (Калуга), французские (Тольятти, Калуга), корейские (Санкт-Петербург) и японские (Владивосток) моторы.
Откуда такое многообразие?
Наши чиновники очень хотят, чтобы бОльшая часть добавленной стоимости автомобиля производилась внутри страны. Для этого перед зарубежными автопроизводителями профильное министерство промышленности и торговли ставит определенные требования по увеличению локализации. В середине первого десятилетия они требовали 30% уровень локализации ("промсборка-1").
Но это мало, поскольку если автопроизводитель сваривает кузов, затем его окрашивает, а затем направляет на конвейер, где его комплектуют в основном импортными деталями и узлами, получается, что большая часть суммы, которую российский автомобилист заплатил за такой автомобиль, утекает за пределы страны и работает в чужой экономике. Так дело не пойдет, решили в правительстве, и в 2010 году придумали «промсборку-2», где уже заявили о требовании 60% локализации. Добавив к сварке и окраске еще и выпуск двигателей, и чтобы ими оснащались не менее трети выпускаемых на российской земле автомобилей.
Учитывая эти требования, выпуск моторов в Калуге в 2015 году начали немцы из Volkswagen. Затем французы на АвтоВАЗе начали производить свои моторы Renault. Американцы из Ford построили моторный завод для оснащения ими Ford Focus.
Но методика подсчета все же была несовершенная и автопроизводители и их поставщики находили лазейки. В итоге все равно, много наших денег продолжало утекать за границу. По некоторым подсчетам ежегодно около 20 млрд долл. США.
И вот тогда чиновники придумали третью промсборку. И считать локализацию начали совсем по-иному. По баллам.
Если автопроизводитель выпускает автомобили из российского металла, из всех автокомпонентов, которые изготовлены в России, то такой автомобиль тянет в новой оценке на 8 800 баллов.
Но наши чиновники люди все же адекватные, они понимают, что полностью российский автомобиль сегодня это из разряда утопии. Мы же не какой-нибудь Иран, который 30 лет под санкциями и научился делать все сам. Потому самая высокая планка определена в 5900 баллов, и к ней надо стремиться к 2028 году.
Почему нужно стремится? Да потому что от начисленных баллов зависит господдержка. Слышали что такое утильсбор? Сначала автопроизводитель его платит, а затем ему возвращают эту сумму из госбюджета. Потому важно соответствовать установленному уровню по баллам.
С 1 января 2022 года, для получения господдержки, нужно набрать 1200 баллов, а с 1 января 2025 года – 1 400 баллов. Дальше - больше. А чтобы участвовать в госзакупках уровень еще выше.
Почему Ford Transit выставили за дверь
Недавно произошел довольно интересный случай. Коммерческий автомобиль Ford Transit набрал 1 195 баллов и мимо предприятия «Соллерс Форд», где выпускают «транзиты», в сторону другого участника конкурса пролетела кругленькая сумма в 5,6 млрд руб. которые государство оплатило бы за кареты скорой помощи и 9,7 млрд за школьные автобусы. А все дело в том, что когда чиновники посчитали баллы, то оказалось что автомобили Ford Transit потеряли в этом году 500 баллов.
Недавно в интервью «Коммерсанту» руководитель предприятия Адиль Ширинов заявил, что в локализации Ford Transit будут делать упор на два направления: согласно методике основные баллы приносит штамповка (500 баллов) и двигатель (640 баллов).
Сейчас на российские «Транзиты» устанавливают импортные турбодизели 2.2 TDCi в трех вариантах (125, 136 и 155 л.с.). И судя по всему, реанимация фордовского завода двигателей, который недавно выкуплен «Соллерс Форд» за инвестиционный кредит SberCIB в размере 1,14 млрд руб., позволит набрать эти баллы. В Елабуге (Татарстан) на заводе площадью 42600 квадратных метров по соседству с основным действующим предприятием будут выпускать такие двигатели, но в соответствии с нормами Euro-6.
Hyundai делает российский движок
А вы знаете, сколько набирает баллов автомобиль Hyundai Solaris, выпускаемый в Санкт-Петербурге? Наверное столько, что недавно ГИБДД купило большую партию патрульных автомобилей этой модели.
Откроем секрет. Hyundai Creta второго поколения, массовое производство которого стартовало в июле на заводе «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» в Санкт-Петербурге, уже на начальном этапе, выдает уровень локализации в 1700 баллов по методике Минпромторга РФ. Для сравнения, у моделей Hyundai Solaris и KIA Rio, выпускающихся на том же предприятии, данный показатель составляет сейчас 1500 баллов. А поскольку вскоре новое поколение кроссовера Hyundai Creta начнет оснащаться двигателями российского производства от компании Hyundai WIA, уровень локализации этой модели достигнет 2100 баллов.
Как раз 9 сентября текущего года состоялся пуск завода по выпуску двигателей, строительство которого началось в 2020 году. Это пятый по счету моторный завод Hyundai Wia в мире. Инвестиции в первый российский моторный завод Hyundai составили 15,8 млрд руб., создано более 500 рабочих мест. Здесь выпускают бензиновых атмосферники объемом 1.6 л серии Gamma (123 л.с. 150 Н.м). Они устанавливаются на производимые на «Хёндэ Моторс Мануфэктуринг Рус» автомобили Hyundai Solaris, Hyundai Creta и Kia Rio. А в конце 2022 года также начнется выпуск двухлитровых моторов семейства Nu (объем 2 л, мощность 150 л.с. 191 Н.м).
Владивосток вписался в японскую Mazda
Уникальный проект на Дальнем Востоке тоже позволяет начислять баллы. Речь идет о моторном заводе «Мазда-Соллерс Мануфэкчуринг Рус» во Владивостоке. В прошлом году на дальневосточном заводе запустили сборку, а затем и механообработку 2-литровых моторов семейства SkyActiv-G. Инвестиции в проект составили два млрд руб. Сегодня все двигатели, произведенные во Владивостоке, отправляются в Японию и Австралию. А затем часть из них приходит снова во Владивосток и устанавливается на выпускаемые здесь кроссоверы Mazda CX-5 и Mazda 6. Получается, что дальневосточное предприятие является частью глобальной Mazda, звеном в ее цепочке поставщиков — таким же полноценным звеном, как и другие заводы во всём мире.
Китайцы тоже не отстают
Haval стал первым китайским автопроизводителем, заключившим специальный инвестиционный контракт в РФ. В конце прошлого года «Хавейл Мотор Мануфактуринг Рус» начал сооружение нового завода по производству двигателей в Тульской области. Его строительство планируется закончить в конце 2022 г. Завод обеспечит производство двигателей для более чем 90% автомобилей бренда в России. Инвестиции Haval в это моторное производство составят 17,75 млрд руб.
Планы Haval в России – очень амбициозные. Развитие будет идти по всем направлениям: от увеличения степени локализации до расширения экспорта. По итогам этого года планируется реализовать в два раза больше автомобилей, чем в прошлом. А в следующем - удвоить результаты 2021 года.
Вот так баллы притянут в Россию моторные заводы. Если вы думаете, что это иллюзия, то все дело в том, что зарубежные автопроизводители подписали соглашения о так называемых СПИКах с федеральными и региональными властями. СПИК – это специальный инвестиционный контракт. И в соглашениях прописаны пункты и по производству моторов в РФ.