Фильм «Посвященный», снятый классиком криминального кино Филиппом Нойсом («Мертвый штиль», «Слепая ярость», «Игры патриотов» и т.д.) в своё время постигла странная судьба. Его постарались сразу же после выхода «забыть». Было сдержанное обсуждение, ещё более сдержанные благодарности. А затем сделали вид, что этой киноленты не было.
И это притом, что в кинокартине можно обнаружить множество отсылок к культовым фантастическим фильмам. Запрет эмоций («Эквилибриум»). Маскировка смерти под уход в «иное место» («Остров»). Существование в изолированной общине («Эон Флакс»). Назначение профессии юношеству («Дивергент»). Чёрно-белое восприятие разноцветной реальности («Плезантвиль»).
Впрочем, роман с названием «Дающий» Лоис Лоури написала много раньше, чем возникли сценарии ко всем этим кинолентам. Так что нельзя говорить о прямом заимствовании, но лишь о своего рода предвосхищении. Но почему же фильм со столь выдающимся сюжетом оказался в забвении?
Дело в том, что Запад не любит, когда покушаются на саму суть возникающего там (заодно отчасти и у нас) «Нового мира». Проблема в том, что когда вы будете смотреть «Посвященного», то долгое время не сможете определиться: это утопия или антиутопия? Более того, под удар были поставлены «краеугольные камни» современного либерализма. А именно, унификация и рациональность.
Ярче всего в ленте прозвучала критика «одинаковости» как основы мира будущего, где нет не только привычных эмоций, но и действия как такового, а потому жизнь лишена всякого смысла. Как пелось: «Мы просто пчелы…». Критика одинаковости интересна хотя бы потому, что это центральное понятие «сакральной формулы» либерализма. Мнимое «равенство» вкупе со «свободой» и «братством». Хотя «egalite» - это именно «одинаковость». Во время французской революции подразумевалась «одинаковость» в облике.
Не случайно, мы видим одержимость Евросоюза проблемами унификации. Одинаковые безвкусные овощи, выращенные в одинаковых парниках. Одинаковая упаковка. Одинаковая одежда, которая даже породила новое направление моде, т.н. «нормкор». То есть «вопиющая нормальность», предполагающая ничем не выделяющуюся внешность.
Ню-триллер советско-российско-прибалтийского производства
Коммуны будущего, показанные в фильме, созданы по одинаковым плановым проектам. У их жителей устранены все различия. Собственно то же самое, что предлагается нам сейчас – создание «общечеловека», отказавшегося от расовой, национальной, культурной и религиозной самобытности. Новый вид тоталитаризма, прикрывающегося словами о «благе людей».
«Шизополис» - пророческий фильм, в коем каждый может быть кем угодно
И тут мы в очередной раз выходим на важную проблему. Современный либерализм обнаруживает отчетливое сходство с нацизмом. И не только в части унификации и превалирования целесообразности (в одном случае - экономической, в другом – биологической). В фильме это показано через шокирующий эпизод с «устранением» «ненужного младенца». Так стоит ли удивляться тому, что «Посвященного» постарались побыстрее «забыть»?