Чем заняться на уроке замещения со смыслом? Поиграйте с детьми в эту интересную и полезную игру, которую можно провести даже в полевых условиях!
Как играть?
Дети делятся на небольшие группы (примерно по 5 человек). Учитель записывает на доске слово, которое детям точно незнакомо. Например, «амбидекстр», «консенсус», «пацифист», «тривиальный» и т.п. Естественно, выбор слова должен соответствовать возрасту учеников.
Каждая группа в секрете от других пытается объяснить это слово как можно правдоподобнее. В итоге необходимо дать письменное определение на листе. К примеру, «амбидекстр – это…». В это время учитель записывает своё правильное объяснение.
Что дальше?
Учитель собирает письменные ответы групп и зачитывает их в произвольном порядке, в т.ч. и своё определение.
Задача каждой группы – угадать верное объяснение слова.
Кто побеждает?
Если группа угадает правильное определение, она получает 1 балл.
Если своим объяснением какой-то группе удастся сбить с толку других в пользу своего ответа, то она получает по два балла за каждую группу.
Соответственно, цель игры не в угадывании верного ответа, а в том, чтобы написать своё определение максимально правдоподобно и повести других по ложному пути.
Что нужно учесть?
Учитель должен замаскировать свой ответ в соответствии с имеющимися у детей языковыми навыкам, иначе ученики сразу догадаются, какой ответ является верным.
За 45 минут замещения можно успеть провести несколько раундов – в зависимости от лингвистического энтузиазма класса.
В чём польза игры?
Дети в игровой форме отрабатывают навыки письменной речи, учатся выражать свои мысли лаконично, вынужденно избегая разговорного стиля речи.