Орхан Памук – нобелевский лауреат по литературе, живой классик, который снискал мировую известность своими романами о родной стране, о Турции. Памук пишет об обычных людях, об истории и философии турецкого народа и о повседневной непростой жизни. Роман "Мои странные мысли" посвящен стамбульскому уличному торговцу Мевлюту, ищущему себе достойное занятие и место в жизни. Естественно еда и разговоры о ней сопровождают героя на протяжении всего романа. Но еда здесь подана без особых восторгов, сдержанно, буднично. Вот, например, отрывок про то, как Мевлют и его жена Райиха торговали так называемым пловом с нутом и курицей. Это не совсем плов в нашем понимании, но кое-где в переводе фигурирует именно такой термин. А вообще, конечно, рис с нутом и курицей.
Здесь не будет пышных описания застолий и восхищения ароматами, здесь всё про реальную настоящую жизнь. Но всё равно написано очень добротно и интересно. Рекомендую почитать, оно того стоит. "Еда всегда вкуснее, когда в ней есть немного грязи".
Райиха. Перед тем как ночью лечь спать, я хорошенько замачиваю нут и ставлю будильник на три утра, чтобы встать и проверить, достаточно ли он раз- мяк, а затем поставить его в котле на слабый огонь. После того как я ставлю котел на плиту, мы с Мевлютом обнимаемся и возвращаемся спать под убаюкивающее побулькиванье кипящего котла. Утром я обжариваю рис в небольшом количестве масла, в точности как нас учил человек из Муша, и оставляю его ненадолго томиться на медленном огне. Пока Мевлют ходит за покупками, я варю и затем обжариваю курицу. Затем чищу куриное мясо от кожи и костей, добавляю на свой вкус тимьяна и перца и, может быть, одну или две дольки чеснока, разделяю оставшееся мясо на четыре части и раскладываю рядом с рисом.
Мевлют возвращался домой с утреннего похода за покупками с большой сеткой томатов, вдыхал вос- хитительный аромат стряпни Райихи и гладил руки жены, ее спину, ее растущий живот. Курица Райихи нравилась всем покупателям Мевлюта – конторским служащим, которые ходили на работу в банках и офисах Фындыклы в строгих костюмах, шумным студентам из близлежащих школ и университетов, рабочим с ближних строек, водителям и пассажирам, коротавшим время в ожидании парома. <…>
Как опытный уличный торговец, знавший, что разговоры с людьми – часть работы, Мевлют никогда не обсуждал политику. Он заботился не столько о деньгах, сколько о том, чтобы покупатель несколько дней спустя вернулся просто потому, что ему понравились рис и курица.
Большинство покупателей Мевлюта давали понять, что главная привлекательность его еды – в ее дешевизне и доступности, а некоторые даже говорили об этом прямо. Иногда покупатели бывали столь любезны, что говорили ему: «Поздравляю, торговец, твоя еда восхитительна», и это так радовало Мевлюта, что он на некоторое время забывал о суровой реальности, которую старался скрывать и от себя, и от Райихи: он совершенно ничего не зарабатывал на этой