Найти тему

Глеб Леонтьевич Травин

Глеб Леонтьевич Травин(1902- 1979)
В 1928—1931 годах совершил путешествие на велосипеде вдоль границ СССР, включая арктическое побережье общей протяжённостью 27-30 тысяч километров.

Предпосылки велоперехода
Травин любил природу, в юности руководил кружком «охотников-следопытов». Отец научил его науке выживания — находить еду и ночлег в лесу и в поле, питаться, по необходимости, сырым мясом. В 1923 году в Псков прибывает голландский велосипедист, объехавший всю Европу. Тогда Травин задумывает совершить более длительное и более тяжёлое по условиям путешествие.

Подготовка к путешествию
На подготовку к велопереходу ушло 5 лет, во время которых Травин проехал тысячи километров по Псковской земле. Изучал географию, геодезию, зоологию, ботанику, фотодело и слесарное дело во время службы в армии. После окончания службы отправился на Камчатку, где продолжил свои тренировки на армейском складном велосипеде «Лейтнер».

-2

Здесь и начались регулярные тренировки на японском велосипеде по нартовым дорожкам по льду Авачинской бухты, восхождения на сопки-вулканы. Он углублялся по склонам хребтов в долину Камчатки и к побережью Великого океана, летом 1928 г. совершил велопоход из Петропавловска-Камчатского в Усть-Камчатск.

В велопутешествие Глеб Травин отправился 10 октября 1928 года на дорожном велосипеде фирмы «Принцетон»(Princeton) модель 404, специально заказанном через акционерное общество в США(
https://www.princetonsports.com/bicycles.htm).
До Владивостока он доплыл пароходом, затем по суше на велосипеде через Дальний Восток, Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье, Украину, Центральную и Северо-западную часть России — 17 тысяч километров вдоль сухопутных границ.

Маршрут: https://yandex.ru/maps/?ll=145.378928%2C47.960298&mode=usermaps&um=mymaps%3AbgjvrCPbyX84qaot4iMJlaU7bzNqyqJX&z=10

Глеб Леонтьевич установил строгий режим - двигаться при любой погоде независимо от состояния дорог, ежедневно по 8 часов. Питался 2 раза в сутки: утром и вечером, пил только во время еды, ночевал там, где застанет ночь, там и добывал пищу на ужин и на завтрак.

Всю арктическую часть границы вдоль Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до мыса Дежнёва на Чукотке Травин преодолел на велосипеде, охотничьих лыжах, собачьей упряжке, пешком — 10-13 тысяч километров. Побывал в Мурманске и Архангельске, на островах Вайгач и Диксон, в селениях Хатанга, Русское Устье, Уэлен и других. Закончилось путешествие возвращением на Камчатку.

Вот отрывок из дневника путешественника, чудом сохранившийся в очерке Итина: «Я убил старую белую медведицу. Длина снятой шкуры шесть шагов. Двух маленьких медвежат удалось взять живьем. В течение пяти дней медвежата были моими спутниками. Один из них, побольше, раньше примирился с обстановкой и начал брать мясо из рук и сосать палец. Но так как заниматься с обоими было довольно трудно, то, когда вышло все мясо, пришлось старшего убить, а младшего я притащил с собой на факторию мыса Певэк. Мне хотелось отправить медвежонка на материк, но шаманы сказали, что за медвежонком уйдут все медведи и промысла не будет. Поэтому зав. факторией Семенов, который сначала обрадовался медвежонку, не захотел с ним возиться. Я же имел предположение двинуться на о. Врангеля и не мог взять медвежонка с собой».

Есть еще история с белым медведем: как-то метель свалила Травина с ног, завалила снегом, на какое-то время он потерял сознание, и привиделось ему, что лежит он на берегу реки и греется на солнце. Придя в себя, Травин обнаружил, что это медведь разрыл снег и жадно обнюхивает его лицо.

В честь перехода на велосипеде по Великому Арктическому пути молодежь установила на высоком берегу мыса Дежнева памятный знак - в чугунной станине закрепили снарядную гильзу с флагом. Чукчи вырезали на память спортсмену пластину из моржовой кости и вышили бисером нарукавники с надписью "Турист. Вокруг света на велосипеде. Глеб Леонтьевич Травин".

Глеб Травин Человек-легенда


Участки маршрута, пройденные на кораблях
На основании данных Регистратора Травина, хранящегося в Псковском государственном музее-заповеднике, на кораблях были пройдены следующие участки маршрута:

Петропавловск-Камчатский — Владивосток, 10 — 23 октября 1928 года, 2600 км.
Красноводск — Баку, 26 — 28 июля 1929 года, 280 км.
Ростов-на-Дону — Ялта, 22 — 26 августа 1929 года, 580 км.
Остров Вайгач — остров Диксон, 20 августа — 11 сентября 1930 года, 850 км.
Залив Лаврентия — Усть-Камчатск, 30 сентября — 17 октября 1931 года, 1900 км
Всего на кораблях пройдено 6210 км.

Возможно, преодолёнными на кораблях являются участки:
Мурманск — Архангельск, 21 ноября — 5 декабря 1929 года, 820 км. Для прохождения этого участка Травин должен был переправиться через пролив Горло, отделяющий Белое море от Баренцева, однако пролив большую часть зимнего времени года покрыт дрейфующим льдом, также через этот пролив осуществляется навигация судов с портом города Архангельск, в зимний период проводка судов осуществляется с помощью ледоколов.

Последующие годы жизни
Более 30 лет прожил Травин на Камчатке. Он участвовал в строительстве первой электростанции в Петропавловске, работал на ней. Потом, вернувшись из своего путешествия вдоль границ СССР, тренировал велосипедистов, мотоциклистов и автомобилистов. В годы Великой Отечественной войны Глеб Леонтьевич командовал полком береговой обороны. Потом снова работал на Камчатке — заместителем директора мореходного училища.
В 1962 году вернулся в Псков.

По следам Глеба Травина

Статьи по теме:
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5385/
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3158/

Книга о путешествии
https://vk.com/doc169028678_531682818?hash=de5fec250ee9fa9cae&dl=d19f9a380c5209f69c

Аудиорассказ о Глебе Травине