Найти в Дзене
Строительный мир

Первый в мире трехэтажный подземный тоннель: в ожидании объекта под Босфором

Построить тоннель через Босфор мечтали еще в 19 веке султаны Османской империи. Однако в реальность эта задумка воплотилась лишь в текущем столетии. В октябре 2013-го в южной части пролива был открыт железнодорожный тоннель «Мармарай» протяженностью 13,6 км. А в декабре 2016-го примерно в километре от него — аналогичный автодорожный объект, получивший имя «Евразия». Длина сооружения составила 5,4 км (14,6 км с подъездными путями), он проходит на глубине около 100 м.

Но и на этом турецкие власти не намерены останавливаться. В 2015-м был представлен проект трехэтажного тоннеля, где по одному из уровней пройдет железная дорога, а по двум другим организуют движение автотранспорта. Его строительство предполагается между мостами Фатиха Султана Мехмета и Мучеников 15 июля (15 Теммуз Шехитлер). Объект должен протянуться на 6,5 км, соединив станцию Гайреттепе на западе с районом Парка Кючюксу на востоке.

Тоннель объединит несколько систем городского железнодорожного транспорта, включая линию скоростного метро. Согласно проекту, максимальная глубина, на которой пройдут дороги, превысит 110 м; в диаметре сооружение достигнет почти 19 м (в некоторых источниках — 17 м). Ожидается, что благодаря тоннелю, ежегодные выбросы парниковых газов в атмосферу сократятся на 115 тыс. тонн.

© Altyapı Yatırımları Genel Müdürlüğü (Главное управление инфраструктурных инвестиций) / aygm.uab.gov.tr (Большой Стамбульский тоннель, визуализация)
© Altyapı Yatırımları Genel Müdürlüğü (Главное управление инфраструктурных инвестиций) / aygm.uab.gov.tr (Большой Стамбульский тоннель, визуализация)

Время в пути на автомобиле от перекрестка Хасдал до перекрестка Чамлык, которое сегодня составляет 40 минут, сократится примерно в три раза; расстояние между ними составит 16 км. Пропускная способность автодорожной части объекта прогнозируется в пределах 120 тыс. транспортных средств в сутки. На каждом из уровней предусмотрено двухполосное движение.

На случаи поломки автомобилей с интервалом в полкилометра будут оборудованы специальные места для остановки. На презентации проекта отмечалось, что тоннель оснастят различными передовыми системами безопасности. В целом, подчеркивалось, что при строительстве будут использованы самые современные материалы и технологии. Специально под этот объект в стране сконструировали первую отечественную тоннелепроходческую машину.

© Altyapı Yatırımları Genel Müdürlüğü (Главное управление инфраструктурных инвестиций) / aygm.uab.gov.tr (Большой Стамбульский тоннель, визуализация)
© Altyapı Yatırımları Genel Müdürlüğü (Главное управление инфраструктурных инвестиций) / aygm.uab.gov.tr (Большой Стамбульский тоннель, визуализация)

Изначально сообщалось, что реализация проекта обойдется в $3,5 млрд. На предварительные исследования и подготовку необходимых документов из бюджета за эти годы уже потрачено порядка $10 млн. Построить объект предполагается в формате государственно-частного партнерства; концессионер в свою очередь обязуется не только сдать тоннель в эксплуатацию, но и обслуживать его до полной передачи государству.

Шесть лет назад власти заявляли, что дорога под водой будет открыта в 2020 году, позднее сроки сдвинули на три года вперед. К обследованию участка приступили летом 2017-го и официально о завершении изысканий объявили лишь в начале 2020-го. Этот этап работ затянулся по целому ряду причин, включая пересмотр проекта и неоднозначное к нему отношение во власти. Хотя в январе 2019-го парламент и проголосовал единогласно за строительство тоннеля. С самого начала главным его сторонником был и остается президент Турецкой Республики Тайип Реджеп Эрдоган.

© Пресс-служба Президента Российской Федерации / kremlin.ru (Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который с самого начала был одним из главных идеологов проекта)
© Пресс-служба Президента Российской Федерации / kremlin.ru (Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который с самого начала был одним из главных идеологов проекта)

Как скоро будет начато строительство — сказать пока сложно. Полтора года назад сообщалось о продолжении подготовки к проведению тендера. О желании участвовать в проекте еще пять лет назад заявило семь компаний, представивших свои финансовые и технические предложения.

В течение 2021-го о проекте практически ничего не сообщалось, что вновь порождало вопросы о его реализации. 1 ноября Министр транспорта и инфраструктуры Турции Адиль Караисмайлоглу, отвечая журналистам на вопрос о судьбе тоннеля, не стал вдаваться в подробности, лишь заявив, что приоритет будет отдан железнодорожной системе. Напомним, в июне этого года в Турции дали старт другой грандиозной стройке — Стамбульский судоходный канал, который планируется завершить к 2027 году.