Это одна из наиболее интересных тем в курсе биологии 8 класса. Нравится практически всем, мне тоже. Вашему вниманию — опорный конспект, разработка урока, а в конце лайфхак — мнемотехнический прием запоминания совместимости групп крови.
Я работаю в школе 26 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
Урок по теме «Эритроциты» я начинаю с письменного опроса. Раздаю половинки одинарных листочков и прошу изложить свое видение вопроса: каким образом на месте пореза в сосуде образуется тромб.
Кто готов, излагает пусть корявенько, но со смыслом. Кто не готов — сдает пустой листочек. Никаких «угадаек». Найти ответ в интернете не позволяет время, отведенное на работу — три минуты. Да и «злая училка» ходит между рядами, все видит.
После сбора листочков можно спросить кого-нибудь устно.
Следующий этап работы — в группах. На экране две фотографии, требуется найти отличия между эритроцитами человека и лягушки и сделать выводы. Раньше это была полноценная лабораторная работа. Но (горько) раньше и трава была зеленее. И по кабинетам учителя не бегали. В нынешних условиях провести лабораторную работу не представляется возможным, поэтому изгаляемся, как можем.
Итак, дети усердно ищут разницу между эритроцитами. Размер, цвет и наличие/отсутствие ядра находят все. Главное, чтобы задали вопрос: почему или для чего так?
Когда вопрос задан самими учениками, изучение нового материала идет лучше. Далее работа с учебником. Читаем текст (на фото приведено задание, страница по учебнику Пасечника с аммонитом), отвечаем на вопросы. Найденное обсуждаем и отмечаем на опорном конспекте.
Обсуждение эритроцитов весьма интересно, поскольку здесь можно найти множество причинно-следственных связей и интересных фактов.
Я обычно сообщаю ученикам (а везде, где можно, не сообщаю — сами приходят к мысли), что:
- гемоглобин темно-красного цвета, а оксигемоглобин — алого (отсюда венозная и артериальная кровь);
- отсутствие ядра не только увеличивает полезный объем клетки, но и позволяет эритроциту складываться при прохождении узких капилляров;
- у верблюдов эритроциты овальной формы — проходят через узкие капилляры даже при сильном обезвоживании;
- у тибетского яка, как и у народов, эволюционно приспособленных к жизни на высоте (тибетцы, шерпы) количество эритроцитов сильно увеличено по сравнению с жителями равнин.
Количество эритроцитов поясняю так: прошу детей поставить на полях тетради не очень жирную точку. И представить, что она объемная - это будет примерно 1 кубический миллиметр. А теперь представить, что в ней одновременно находятся 5,5 миллионов клеток. Здесь вздох удивления со стороны наиболее впечатлительных детей.
Но самый интересный вопрос для детей — о переливании крови. Даю им короткую историческую справку:
- 1667 год — первое официальное переливание крови ягненка человеку;
- 1900 год — открытие групп крови Карлом Ландштейнером;
- 1940 год — открытие резус-фактора при изучении крови макак-резусов.
Совместимость групп крови желательно запомнить — встречается без конца в диагностиках и экзаменационных материалах. Но как? Предлагаю ученикам найти закономерность в схеме.
А закономерность (мнемотехнического характера) такова: все стрелки на схеме, связывающие разные группы крови, направлены вниз.
Запоминается схема так: номера групп записываются именно таким образом, как на схеме, в три этажа, на верхнем первая группа. Тот факт, что кровь своей же группы переливать можно, запоминается просто так. А вот переливание крови между разными группами рисуем стрелками. И все стрелки текут вниз — кровь же жидкая! Вот и получается, что носители первой группы — универсальные доноры, а носители четвертой группы — универсальные реципиенты.
Некоторые коллеги успевают обсудить еще и резус-конфликт, но мне этот вопрос для восьмиклассников кажется излишним. Лучше провести качественную рефлексию — по опорному конспекту пройтись еще раз и проговорить основные моменты.
В следующий раз ждите урок по теме «Лейкоциты».
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!