Найти в Дзене

Возвращаемся к теме «Внутренняя среда организма». Урок биологии по теме «Эритроциты»

Это одна из наиболее интересных тем в курсе биологии 8 класса. Нравится практически всем, мне тоже. Вашему вниманию — опорный конспект, разработка урока, а в конце лайфхак — мнемотехнический прием запоминания совместимости групп крови.

Я работаю в школе 26 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.

Урок по теме «Эритроциты» я начинаю с письменного опроса. Раздаю половинки одинарных листочков и прошу изложить свое видение вопроса: каким образом на месте пореза в сосуде образуется тромб.

Кто готов, излагает пусть корявенько, но со смыслом. Кто не готов — сдает пустой листочек. Никаких «угадаек». Найти ответ в интернете не позволяет время, отведенное на работу — три минуты. Да и «злая училка» ходит между рядами, все видит.

После сбора листочков можно спросить кого-нибудь устно.

На начало урока у нас есть вот такой опорный конспект. Он рассчитан на два урока - лейкоциты изучаем на следующем. Обратите внимание, что номера форменных элементов на желтых плашках совпадают с номерами на рисунке слева.
На начало урока у нас есть вот такой опорный конспект. Он рассчитан на два урока - лейкоциты изучаем на следующем. Обратите внимание, что номера форменных элементов на желтых плашках совпадают с номерами на рисунке слева.

Следующий этап работы — в группах. На экране две фотографии, требуется найти отличия между эритроцитами человека и лягушки и сделать выводы. Раньше это была полноценная лабораторная работа. Но (горько) раньше и трава была зеленее. И по кабинетам учителя не бегали. В нынешних условиях провести лабораторную работу не представляется возможным, поэтому изгаляемся, как можем.

-3

Итак, дети усердно ищут разницу между эритроцитами. Размер, цвет и наличие/отсутствие ядра находят все. Главное, чтобы задали вопрос: почему или для чего так?

Когда вопрос задан самими учениками, изучение нового материала идет лучше. Далее работа с учебником. Читаем текст (на фото приведено задание, страница по учебнику Пасечника с аммонитом), отвечаем на вопросы. Найденное обсуждаем и отмечаем на опорном конспекте.

-4

Обсуждение эритроцитов весьма интересно, поскольку здесь можно найти множество причинно-следственных связей и интересных фактов.

Слайд для общего представления о форме эритроцитов и сущности гемоглобина
Слайд для общего представления о форме эритроцитов и сущности гемоглобина

А вот эти фотографии помогут представить размер эритроцита относительно кровеносного капилляра
А вот эти фотографии помогут представить размер эритроцита относительно кровеносного капилляра

Я обычно сообщаю ученикам (а везде, где можно, не сообщаю — сами приходят к мысли), что:

  • гемоглобин темно-красного цвета, а оксигемоглобин — алого (отсюда венозная и артериальная кровь);
  • отсутствие ядра не только увеличивает полезный объем клетки, но и позволяет эритроциту складываться при прохождении узких капилляров;
  • у верблюдов эритроциты овальной формы — проходят через узкие капилляры даже при сильном обезвоживании;
  • у тибетского яка, как и у народов, эволюционно приспособленных к жизни на высоте (тибетцы, шерпы) количество эритроцитов сильно увеличено по сравнению с жителями равнин.

Количество эритроцитов поясняю так: прошу детей поставить на полях тетради не очень жирную точку. И представить, что она объемная - это будет примерно 1 кубический миллиметр. А теперь представить, что в ней одновременно находятся 5,5 миллионов клеток. Здесь вздох удивления со стороны наиболее впечатлительных детей.

Желтая кнопка - гиперссылка. Первоначально на слайде только гравюра. Желтая кнопка вызывает "к жизни" портрет К. Ландштейнера и подписи к нему.
Желтая кнопка - гиперссылка. Первоначально на слайде только гравюра. Желтая кнопка вызывает "к жизни" портрет К. Ландштейнера и подписи к нему.

Но самый интересный вопрос для детей — о переливании крови. Даю им короткую историческую справку:

  • 1667 год — первое официальное переливание крови ягненка человеку;
  • 1900 год — открытие групп крови Карлом Ландштейнером;
  • 1940 год — открытие резус-фактора при изучении крови макак-резусов.
Вот они, кому мы обязаны успехом в гемотрансфузии. Фото автора Klub Boks: Pexels
Вот они, кому мы обязаны успехом в гемотрансфузии. Фото автора Klub Boks: Pexels

Совместимость групп крови желательно запомнить — встречается без конца в диагностиках и экзаменационных материалах. Но как? Предлагаю ученикам найти закономерность в схеме.

-9

А закономерность (мнемотехнического характера) такова: все стрелки на схеме, связывающие разные группы крови, направлены вниз.

Запоминается схема так: номера групп записываются именно таким образом, как на схеме, в три этажа, на верхнем первая группа. Тот факт, что кровь своей же группы переливать можно, запоминается просто так. А вот переливание крови между разными группами рисуем стрелками. И все стрелки текут вниз — кровь же жидкая! Вот и получается, что носители первой группы — универсальные доноры, а носители четвертой группы — универсальные реципиенты.

Некоторые коллеги успевают обсудить еще и резус-конфликт, но мне этот вопрос для восьмиклассников кажется излишним. Лучше провести качественную рефлексию — по опорному конспекту пройтись еще раз и проговорить основные моменты.

А это уже заполненный опорный конспект. Обратите внимание на стрелки слева от слов "полезного объема" и "площади поверхности". Они (стрелки) означают "увеличение".
А это уже заполненный опорный конспект. Обратите внимание на стрелки слева от слов "полезного объема" и "площади поверхности". Они (стрелки) означают "увеличение".

В следующий раз ждите урок по теме «Лейкоциты».

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.

Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!