⠀⠀Вы когда - нибудь слышали это имя? Просматривая календарь авиационных событий обнаружил, что сегодня день рождения этой необыкновенной женщины.
⠀⠀Первая женщина в мире, ставшая летчиком-испытателем, первая женщина в Европе, преодолевшая звуковой барьер. В перыве послевоенные десятилетия, она олицетворяла одновременно обаяние, ум и женскую отвагу в глазах всего мира. Обладая модельной внешностью Жаклин Ориоль снискала себе лавры в сугубо мужской сфере.
⠀«Эта великая женщина на протяжении десятилетий олицетворяла для французов смелость и современность. Её имя навсегда останется вписано в героическую историю авиации» - сказал о ней Жак Ширак.
⠀⠀Жаклин Дуэ родилась 5 ноября 1917 года в семье богатого судостроителя и торговца древесиной Эдмона Пьера Дуэ. Поначалу в её биографии ничего не намекало на лавры авиатора.
⠀⠀После окончания Нантского университета Жаклин продолжила обучение в Ecole du Louvre. В 1938 году она вышла замуж за Поля Ориоля. Во время войны мадам Ориоль, к тому времени мать двоих сыновей, активно помогла французскому Сопротивлению.
⠀⠀В 1947 свёкр Жаклин, Винсент Ориоль, становится президентом Франции, а Поль его пресс-секретарем. Мадам Ориоль погружается в общественную деятельность. Но роль луврской домохозяйки ей быстро надоедает. С лёгкой руки полковника Пьера Пуйяда, в прошлом, командира Нормандия-Неман, она учится управлять бипланом Stampe и через год становится обладательницей пилотского свидетельства. Авиация становится страстью Жаклин. Она переключается на высший пилотаж и постоянно совершенствует своё мастерство.
⠀⠀В 1949 она она участвует в авиа гонке Алжир - Дакар, а затем, в июле года, демонстрирует высший пилотаж на авиасалоне в Париже. Через несколько дней, в рекламных целях, Société de Construction Aeronavales предлагает Ориоль принять участие в испытании двухмоторного самолета-амфибии.
⠀⠀Это случилось 11 июля 1949 года. Полет прошел без сбоев, но во время приводнения, на скорости 160 км / ч, самолёт капотирует. В результате удара о приборную панель лицо женщины буквально обезображено. В течение следующих двух лет было проведено более двадцати операции по его восстановлению. Тем не менее Ориоль не уходит из авиации. Между двумя последними операциями в США она всего за четыре недели она получает лицензию пилота вертолёта на заводе Bell Aircraft в Нью-Йорке.
⠀⠀Позже Жаклин скажет: «Авиация отняла у меня лицо. Самолеты были у меня в долгу. Единственный способ заставить их платить - это полностью доминировать над ними».
⠀⠀В 1950 году мадам Ориоль получает лицензию военного пилота и становится первой женщиной – испытателем в Центре летных испытаний в Бретиньи.
⠀⠀11 мая 1951 года она устанавливает женский рекорд скорости на реактивном самолете British Vampire - 508,8 миль в час и превзойдя предыдущий рекорд Жаклин Кокрэн на P-51.
⠀⠀С этого дня начинается соперничеству в воздухе между француженкой и американкой, и они более десяти лет будут летать выше и быстрее, чтобы побить рекорды друг друга.
⠀⠀⠀3 августа 1953 года, она стала второй женщиной, преодолевшей звуковой барьер. До 1963 года «две Жаклин» боролись за символический титул «самой быстрой женщины в мире». В итоге одержала победу Кокрэн, разогнавшись до 2097 км / ч на Lockheed-F-104 против 2030 км / ч Ориоль на Mirage-III-R.
⠀⠀Жаклин была хорошо известна своим спокойным и объективным отношением к собственным достижениям. В 1956 году Mirage IV, который она испытывала, вышел из-под контроля, и только в последнюю минуту она смогла прийти в себя и совершить грубую, но безопасную посадку. «Я немного помяла траву», – был ее единственный комментарий.
⠀⠀Ею освоено более ста различных типов самолетов. Жаклин первая женщина, которая летает на «Конкорде» в качестве летчика-испытателя. Исключительная карьера Ориоль принесла ей множество наград, в том числе: орден Почетного легиона, Большой крест Национального ордена за заслуги, Большую золотую медаль аэроклуба Франции. Четырежды она получала международные награды Harmon Trophy от президентов Трумена и Эйзенхауэра.
⠀⠀⠀⠀Жаклин объяснила свою страсть к полетам: «Я так счастлива, когда летаю. Возможно, это чувство силы, удовольствие от управления машиной, такой же красивой, как чистокровная лошадь. Примитивное ощущение, будто миссия выполнена. Каждый раз, ступая на аэродром, я с новым волнением чувствую, что это то место, которому я принадлежу».
⠀⠀После ухода из авиации она ведёт активную общественную жизнь и поддерживает женщин-пилотов и в 1968 году опубликовала книгу под названием «Я живу, чтобы летать». «Vivre et Voler».
«Когда я летаю, правда со мной, — написала она однажды. - Теперь я знаю, что важны только жизнь и смерть».
Умерла Жаклин Ориоль 11 февраля 2000 года.