Найти тему
С Богом по жизни

ЗНАКИ УЧЕНИЧЕСТВА

В последние дни Своего земного служения Иисус сосредоточился на подготовке апостолов к Своей смерти. Проходя через Галилею, “Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников...” (Мк. 9:30-31). Кто-то перефразировал эти слова так: “Он хотел избежать гласности, чтобы иметь возможность побыть со Своими учениками и учить их”. Тема, то и дело возникающая в этом учении, — “Что значит быть Моим учеником”. Апостолам нужны были эти уроки; нужны они и нам.

УПОВАТЬ НА БОЖЬЮ СИЛУ, А НЕ НА СВОЕ УМЕНИЕ (Мф. 17:14-21; Мк. 9:14-29; Лк. 9:37-43)

Иисус, Петр, Иаков и Иоанн спускаются со “святой горы” (2 Пет. 1:18), где произошло Господне преображение. Когда Моисей спустился с горы после получения десяти заповедей, его встретили беспорядки неповиновения (Исх. 32); когда Христос сошел с горы после преображения, Его встретил хаос неверия.

Человек привел бесноватого сына, чтобы Иисус исцелил его, но ученики Господа не смогли изгнать беса. Вездесущие и всекритикующие книжники тут же воспользовались ситуацией, чтобы оклеветать Христово служение. Слабость веры всех присутствовавших (книжников, народа, отца мальчика, даже учеников Иисуса) сильно расстроила Христа (Мф. 17:17; Мк. 9:19; Лк. 9:41). И все же, несмотря на отсутствие у них веры, Он продемонстрировал Свою верность и исцелил парня (Мф. 17:18; Мк. 25, 26; Лк. 9:41).

Позже, когда Господь остался наедине со Своими апостолами, те спросили Его: “Почему мы не могли изгнать [беса]?” (Мф. 17:19; Мк. 9:28). Он ответил: “По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе этой: «Перейди отсюда туда», — и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас” (Мф. 17:20). Как и отец в этой истории (Мк. 9:24), ученики верили — и все же они верили не по-настоящему (Мф. 17:20). Им, как и нам, недоставало веры.

Многие авторы считают, что апостолы потерпели неудачу потому, что уповали на собственное умение изгонять нечистых духов. Павел пишет, что надеяться нам нужно “не на самих себя, но на Бога” (2 Кор. 1:9). Когда-то давно Давид сказал: “Приносите жертвы правды и уповайте на Господа” (Пс. 4:6). Мудрец вторит этой же мысли: “Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой” (Прит. 3:5).

Истинный ученик признает свои недостатки (Рим. 3:10). Он верит, что силу ему дает Господь (см. 2 Цар. 22:31; Пс. 9:11; 36:3, 5; 39:4, 5; 113:18, 19; Ис. 26:4; Фил. 2:24).

ПОЛАГАТЬСЯ НА ГОСПОДНЕ СЛОВО, А НЕ НА СВОЕ РАЗУМЕНИЕ (Мф. 17:22, 23; Мк. 9:30-32; Лк. 9:43-45)

Иисус со Своими учениками вернулся из Кесарии Филипповой (Мф. 16:13; см. Мк. 8:27) в Галилею (Мф. 17:22; Мк. 9:30). В отличие от предыдущих путешествий, в этой провинции Иисус избегал людских толп. Как уже отмечалось выше, “Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников...” (Мк. 9:30, 31).

Одна тема, к которой Иисус постоянно возвращается, — это тема Его неминуемой смерти: Он “учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет” (Мк. 9:31; см. Мф. 17:22, 23).

Как пишет Лука, Свое заявление Он предварил фразой: “Вложите вы себе в уши слова эти” (Лк. 9:44). Этим образным выражением Он хотел сказать: “Слушайте, слушайте внимательно! Слушайте и размышляйте! Слушайте и запоминайте, что Я говорю! Слушайте и разумейте!” Слышать и слушать — разные вещи. Всякий раз, когда говорит Господь, нужно вкладывать Его слова себе в уши, с тем чтобы они нашли свое выражение в нашей жизни!

Ученики “весьма опечалились” (Мф. 17:23), услышав, что сказал Иисус, но опять “не разумели этих слов” (Мк. 9:32). Они не понимали слов о Его смерти, потому что мысль о смерти Мессии противоречила их мессианским надеждам. Они не понимали слов о Его воскресении, потому что эта идея противоречила их жизненному опыту (см. Мк. 9:10).

Но хотя они и “не разумели”, а “спросить Его боялись” (Мк. 9:32). Может быть, они боялись, что их вопросы будут расценены как неверие. Может быть, они боялись, что Иисус сделает им выговор, как когда-то Петру (Мф. 16:23). Может быть, они просто боялись обнаружить свое невежество. Я давно усвоил, что новые знания можно обрести, только сознавшись в своем невежестве. Это болезненно, но необходимо.

Рассказывая об этом случае, Лука добавляет загадочную деталь: “...они не поняли слова этого, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его” (Лк. 9:45). Кто (или что) “закрыл”, или скрыл, смысл слов Иисуса от учеников? Скрыть мог Господь, потому что слова эти могли их ошеломить, если бы они полностью их осознали. Скрыть мог сатана, так как он постоянно старается удалить Слово из сердца человека (Лк. 8:12). Но, по-моему, прав был Бертон Коффман, когда сказал: “Слово было закрыто не потому, что так захотел Бог [я бы добавил “или сатана”], а вследствие ограниченных возможностей человека”. Вероятней всего, слово было закрыто из-за предвзятого мнения апостолов о царстве.

Но как бы там ни было, апостолам действительно было трудно принять слова Господа о Своей приближающейся смерти, Своем погребении и воскресении. Характерным признаком ученика является то, что он принимает всё, что говорит Господь, даже если это не согласуется с его собственными представлениями и рассуждениями. Павел подчеркивает тщетность упования на человеческую мудрость:

«Ибо слово о кресте для погибающих юродство [глупость; Современный Перевод] есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: “Погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну”. Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своей мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1:18-21).

Истинный ученик полагается не на человеческий разум (Прит. 3:5), а на божественное откровение (2 Тим. 3:16, 17).

БЕСПОКОИТЬСЯ О БОЖЬЕМ ДЕЛЕ, А НЕ О СВОИХ ПРАВАХ (Мф. 17:24-27)

Ходя по Галилее, Иисус со Своей командой пришел в город, который во время Его служения в этой провинции был их штаб-квартирой. “Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: «Учитель ваш не даст ли дидрахмы?»” (ст. 24).

Драхма была греческая монета, грубо равнявшаяся римскому динарию (см. Лк. 7:41; Ин. 6:7), — дневному заработку простого работника (см. Мф. 20:2), или минимальному дневному заработку.

В стихе 24 нет слова “пошлина”, но в стихе 25 Иисус его употребляет. Пошлина, о которой идет здесь речь, это налог на храм. Закон Моисея требовал, чтобы каждый иудей мужского пола, достигший двадцати лет, платил полсикля на содержание храма и проведение богослужений (Исх. 30:11-16; см. 2 Цар. 12:12; 2 Пар. 24:5-9; Неем. 10:32). Сикль составлял приблизительно четыре динария, или четыре драхмы, так что полсикля равнялись двум динариям, или двум драхмам, или одной дидрахме.

Эти “собиратели дидрахм” были не римскими сборщиками податей, а иудейскими храмовыми служителями. Обычно налог платили весной, а теперь была ранняя осень; однако Христос месяцами отсутствовал в Капернауме (Своей “резиденции”). И вот сборщики храмового налога, прослышав, что Он вернулся в город, стали искать Его. Может быть, им нужно было собрать определенную сумму, но скорее всего они были больше заинтересованы в сборе компромата на Иисуса.

Бывая в Капернауме, Христос часто останавливался в доме Петра (см. Мк. 1:29, 30; 2:1), поэтому служители пошли за Ним прямо туда. Встретив Петра на улице, они спросили: “Учитель ваш не даст ли дидрахмы?” (Мф. 17:24). Всегда скорый на ответ апостол сказал: “Да” (ст. 25). Может, он сказал это потому, что Господь платил этот налог раньше. Может, он ответил так потому, что Христос учил повиноваться закону. А может, как часто бывало с Петром, он просто сказал первое, что пришло ему в голову.

Что бы ни имел в виду Петр, Господь, который знал, что произошло, увидел в этом возможность преподать важный урок. “И когда вошел [апостол] в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: «Как тебе кажется, Симон: цари земные с кого берут пошлины или подати — с сыновей ли своих или с посторонних?»” (ст. 25). У Петра не было проблемы с таким вопросом. Он ответил: “С посторонних” (ст. 26). Иисус сказал: “Итак, сыновья свободны” (ст. 26). Смысл Его ответа прозрачен: как Сын Царя (Бога), Христос был свободен от подати на дом Своего Отца (храм). Иначе говоря, у Него было право не платить налог — но Петру нужно было усвоить урок, что ученик не настаивает на своих правах, если, настаивая, повредит делу своего Учителя.

Иисус продолжил: “Но, чтобы нам не соблазнить их, пойди к морю, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у нее рот, найдешь статир: возьми его и отдай им за Меня и за себя” (ст. 27). Ричард Роджерс пишет: “Какой парадокс! Царь — и так беден, что не может уплатить ежегодный налог на храм в полсикля”. Статир — это греческая монета достоинством в четыре драхмы — как раз достаточная для уплаты налога за двоих.

Чудо, которое должно было совершиться по слову Иисуса, уникально. Только оно было как-то связано с деньгами, только оно было направлено на Него лично и только его конечный результат не описан автором; его, без сомнения, можно считать самым необычным из всех чудес Господа. Нельзя не видеть шутливого оттенка в словах Иисуса, когда Он говорил рыбаку — который так часто открывал рот, не подумав, — найти решение своей проблемы во рту рыбы.

Однако будьте осмотрительны и не позвольте новизне этого чуда затмить собой ключевые слова в наставлении Иисуса: “Чтобы нам не соблазнить их”. Греческое слово, переведенное “соблазнить”, означает здесь “возмущать”, “раздражать”. Христос думал не о том, как бы не расстроить представителей власти, а о том, как бы не сделать что-то такое, что могло бы скомпрометировать Его служение. Он хотел внушить Петру, что важнее правильно поступать, чем настаивать на своих правах.

Эту мысль “трудно принять” (Ин. 6:60; Современный Перевод). На своих правах настаивать так естественно. Мы требуем своего. Мы противимся всякому, кто хочет лишить нас того, что по праву принадлежит нам. Иисус же призывает нас подняться над естественным порывом и всегда думать, как наши поступки отразятся на Его деле. Используя терминологию нашего текста, можно сказать, что если настаивание на правах приведет к “соблазну” и скомпрометирует дело Христово, то мы должны отказаться от своих прав.

Иисус не просто учил такому самозабвению; Он так и жил. Мы это видели в самом начале Его земного служения: Он имел право не креститься от Иоанна Крестителя, потому что был “без греха” (Евр. 4:15; см. Мф. 3:14), но отказался от Своего права, чтобы “исполнить всякую правду” (Мф. 3:15). Мы это увидим и в конце Его служения: Он имел право не умирать, потому что не сделал ничего заслуживающего смерти (Лк. 23:4), но отказался от этого права, чтобы мы могли спастись (1 Кор. 15:3).

Истинный ученик беспокоится не столько о своих правах, сколько о прославлении Господа и процветании Его дела!

РАДЕТЬ ЗА БОЖЬЕ ДЕЛО, А НЕ ЗА СОБСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ (Мф. 18:1-14; Мк. 9:33-50; Лк. 9:46-50)

Незадолго до этого Иисус назвал Свое царство Мессии церковью, которую Он создаст (Мф. 16:18, 19). Он постоянно старался внушить Своим последователям, что Его царство будет духовным, а не земным, материальным и политическим. Оно будет не на карте, а в сердцах людей. Его ученики никак не могли постичь эту истину. Их непонимание очевидно в следующем описанном случае.

Однажды по дороге двенадцать апостолов затеяли спор о том, “кто же из них больше” “в Царстве Небесном” (Лк. 9:46; см. Мф. 18:1; Мк. 9:34). Спор этот мог быть вызван обещанием, которое Иисус дал Петру (Мф. 16:19), или же тем, что Иисус взял с Собой на гору только Петра, Иакова и Иоанна (Мф. 17:1). Подробности не приводятся, но у нас нет никакого основания исключать из спора кого бы то ни было из апостолов — даже Петра, Иакова и Иоанна, которые, наверное, считали, что Господь метил их на самые высокие посты в земном царстве.

Когда они пришли к месту назначения, Иисус спросил их: “О чем дорогою вы рассуждали между собой?” (Мк. 9:33). Они ответили не сразу (Мк. 9:34) — скорее всего потому, что смутились. Но когда стало ясно, что Иисус точно знал, о чем был их разговор (Лк. 9:47), они спросили: “Так кто же все-таки «больше в Царстве Небесном»?” (Мф. 18:1).

Главный урок о детях

Макгарви пишет: “Если бы Иисус хотел преподать им, что самый главный среди них Петр, то лучше момента для этого не было”. Вместо этого, Христос воспользовался ситуацией, чтобы научить их тому, что было крайне необходимо: “Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугой”; “ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик” (Мк. 9:35; Лк. 9:48).

Чтобы сказанное лучше дошло до них, Великий Учитель использовал живой наглядный пример: “Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них” (Мф. 18:2). “И, взяв дитя” (Мк. 9:36), сказал Своим ученикам: “Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном” (Мф. 18:3, 4).

Много истин можно извлечь из слов Христа. Они, например, обнажают ошибку учения о всеобщей наследственной греховности — веры в то, что младенец рождается уже греховным вследствие греха Адама. Иисус сказал, что мы, если хотим войти в царство, должны стать, как дети. К тому же, слова Господа показывают заблуждение так называемого крещения младенцев: ребенок готов войти в царство таким, как есть, и не требует никакой человеческой церемонии, чтобы подготовить его к этому.

Однако в центр Своей иллюстрации Христос поставил одну истину: необходимость смирения, готовность быть слугой, а не господином. В те дни дети находились на самой нижней ступени социальной лестницы. Сегодня мы зачастую в первую очередь служим им, но тогда все было наоборот. Господь хотел показать Своим ученикам: чтобы представлять какую-то ценность в Его царстве, им нужно быть готовыми к смиренной роли.

Необходимости смирения учит весь Новый Завет (см. Лк. 14:11: 18:14: Деян. 20:19; Еф. 4:2; Кол. 3:12; Иак. 4:6; 1 Пет. 3:8). Павел говорил: “Ничего не делайте по любопрению... но по смиренномудрию прочитайте один другого выше себя” (Фил. 2:3). Петр писал:

«...все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Пет. 5:5, 6).

Чтобы быть первым, нужно стать последним! Чтобы быть наибольшим, нужно стать наименьшим! Эти принципы слушателям I века было трудно понять, не то что принять. Их вдвойне трудно принять сегодня в этом надменном мире самопрославления и самовосхваления. Если вы похожи на меня, то слова Христа подсказывают вашему сердцу молитву: “Боже, помоги мне стать более смиренным. Помоги больше походить на детей”.

Дополнительные уроки о детях

Наглядный пример Иисуса стал началом беседы, в ходе которой Он изложил ряд учений, имеющих прямое или косвенное отношение к детям (Мф. 18:5-14; особенно отметьте ст. 5, 6, 10 и 14). В Его речи слова “малые эти” постепенно начинают включать в себя уже не только детей, но также и учеников с детской верой (возможно, с особым акцентом на новообращенных). В своем большинстве эти уроки в равной мере применимы как к маленьким детям, так и к подобным детям ученикам.

1) Принимать “малых этих” (Мф. 18:5; Мк. 9:37; Лк. 9:48-50). Эту часть Своей проповеди Иисус начал, сказав, что “малых этих” нужно принимать: “Кто примет одного из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня” (Мк. 9:37). Маленькие дети — особенные. В них заложен огромный потенциал — как на добро, так и на зло. Никогда не следует думать о них, как о раздражающем факторе, который необходимо терпеть. Нужно любить их, воспитывать и защищать. Мы должны смотреть на них как на личность со скрытыми возможностями. Мы должны делать все, чтобы правильно наставить и научить их (Прит. 22:6).

Слова Иисуса о “принятии” людей в сочетании с фразой “во имя Мое” напомнили Иоанну недавний случай, когда он не принял одного человека, который делал нечто именем Христа. Как иногда происходит с учащимися, он перебил своего Учителя: “Наставник! Мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами” (Лк. 9:49).

Что это был за человек, о котором говорил Иоанн? Текст не уточняет. Раз этот человек явно изгонял бесов, он, очевидно, был не шарлатан — как некоторые из тех, кто позже пытался использовать имя Иисуса при изгнании нечистых духов (Деян. 19:13-16). Не забывайте, что у Иисуса были и другие ученики, помимо двенадцати (Лк. 6:13), и что апостолы были не единственными, кого Господь наделил чудотворными способностями во время Своего земного служения (см. Лк. 10:1, 17).

Вероятно, ключевыми в сообщении Иоанна следует считать слова “...он не ходит с нами”. Иначе говоря, он не был одним из двенадцати апостолов, в то время ходивших с Господом. Помните, что разговор был спровоцирован ревностью и честолюбивыми мечтами апостолов. Двенадцать могли завидовать другому ученику, который, хотя и не был апостолом, имел веру, позволявшую ему делать то, в чем они совсем недавно проявили бессилие (Мф. 17:16, 19, 20).

Иисус ответил Иоанну: “Не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, то за вас” (Мк. 9:39, 40). Главная мысль Господа ясна. По сути, Он сказал: “Нам нужны все друзья, которых мы можем приобрести. Столько людей злословят Меня сегодня, что отрадно услышать, что хотя бы один не станет этого делать”.

К сожалению, некоторые используют стих 40 (“Кто не против вас, тот за вас”) в своем учении, будто Христос принимает всякого, кто заявляет, что он “за” Него, и делает добро Его именем. Поэтому, утверждают они, и мы должны принимать таких людей — независимо от того, повинуются они заповедям Иисуса или нет. Истолкованный таким образом, этот стих противоречит Мф. 7:21-23.

«Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!” — войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: “Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?” И тогда объявлю им: “Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие”».

Мк. 9:40 — другая сторона истины, высказанной Господом ранее: “Кто не со Мной, тот против Меня; и кто не собирает со Мной, тот расточает” (Мф. 12:30). Сведенные вместе, эти отрывки говорят о невозможности нейтральной позиции по отношению к Иисусу.

В Мк. 9:41 Иисус возвращается к теме признания, только теперь Он соотносит ее с апостолами: “И кто напоит вас чашей воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей” (Мк. 9:41). Говоря это, Господь не втискивал все условия спасения в один стих и в одно действие. В противном случае можно было бы обойтись без приглашения уверовать и креститься (Мк. 16:15, 16; Гал. 3:26, 27); мы просто могли бы подавать людям чаши с водой и призывать их подавать воду христианам. Иисус просто говорил, что Богу угодно, когда люди помогают тем, кто носит Его имя.

2) Не соблазнять “малых этих” (Мф. 18:6-10; Мк. 9:42-50). Затем Христос вновь обращается к теме “малых этих”: “А кто соблазнит [побудит... оступиться; Современный Перевод] одного из малых этих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской” (Мф. 18:6; см. Мк. 9:42). Мельничный жернов — это такой огромный жерновой камень, что крутить его можно было только с помощью осла. Оказаться на морском дне с такой тяжестью — трагедия, но не такая страшная, как та, что ожидает тех, кто соблазняет “малых этих” оступиться.

С кем бы мы ни соотносили термин “малые эти” — с детьми, с новообращенными или с христианами в целом — учение остается неизменным: нужно стремиться никогда не делать того, что побудило бы другого к дурному поступку (см. Рим. 14:13, 21). “Горе” тому, кто явится причиной преткновения (Мф. 18:7).

Слова Иисуса призывают к самоанализу: не таим ли мы в себе нечто такое, что может навредить нам и другим? Если да, то это нужно вырвать из нашей жизни:

«И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый. И если нога твоя соблазняет тебя, осеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть вверженным в геенну, в огонь неугасимый. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царство Божие, нежели с двумя глазами быть вверженным в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9:43-48).

То, что для описания геенны Иисус использует образный язык, совершенно очевидно: настоящие черви не живут в настоящем огне. Принято считать, что образ червей (личинок мухи) и огня был навеян мусорной свалкой на южной окраине Иерусалима, которая называлась долиной Енома (см. 2 Пар. 28:3; 33:6; Неем. 11:30; Иер. 7:31, 32; 19:2, 6; 32:35). Образ червей, вероятно, означает вечные угрызения совести (Лк. 16:25-28), тогда как огонь — это муки вечного отделения от Божьего присутствия (2 Фес. 1:9).

Ранее, в Нагорной проповеди, Иисус использовал ту же терминологию (см. Мф. 5:27-30). Господь призывает не к членовредительству, а к наказанию души в целях исправления. Все, что способствует злу, — как бы дорого это ни было — нужно безжалостно вырвать из нашей жизни.

Говоря о геенне, “где червь их не умирает и огонь не угасает”, Иисус добавляет неожиданные слова: “Ибо всякий огнем осолится” (Мк. 9:49). К образу соли как сохраняющему средству Он прибегал и раньше (Мф. 5:13). Вероятно, здесь тоже подразумевается идея сохранения: нечестивые “сохранятся” в адском огне, то есть никогда не умрут. Уверенность в сохранении на небесах — славная мысль; идея сохранения в геенне — ни с чем не сравнимое горе.

В следующем стихе Христос предлагает еще один образ соли: “Соль — добрая вещь; но если соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль и мир имейте между собой” (Мк. 9:50). Господь повторяет мысль, высказанную в Нагорной проповеди (Мф. 5:13), добавив при этом, что если они будут спорить между собой (Лк. 9:46), то утратят свойство соли: не смогут быть “солью земли”. Им нужно научиться иметь “мир... между собой”, равно как и нам — жить в мире друг с другом!

3) Уважать “малых этих” (Мф. 18:10). Иисус еще раз возвращается к Своей теме “малых этих”: “Смотрите, не презирайте ни одного из малых этих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного” (Мф. 18:10). Греческое слово, переведенное “презирать”, составлено из слов “вниз” и “мыслить”. Оно означает то, что мы называем “смотреть свысока” на другого человека. Мы никогда не должны смотреть свысока на детей... на новообращенных... или на любое другое чадо Божье. Богу дорог каждый.

Последняя часть стиха 10 и притягательна и мучительно загадочна: “ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного”. На основании этих нескольких слов исписаны груды бумаги об “ангелах-хранителях”. Библия действительно учит, что ангелы — это “служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение” (Евр. 1:14). Кроме того, как пишет Макгарви, этот стих говорит, что “служение ангелов не только общее, но и специальное: отдельным ангелам поручено заботиться об отдельных людях”. Все, что выходит за рамки этих общих истин, — досужий вымысел.

Того факта, что дети умирают ежедневно, и порой страшной смертью, должно быть достаточно, чтобы убедить нас, что “ангелы-хранители” не уполномочены отменять Божьи естественные законы. Да и общий смысл Божьего Слова предполагает, что их первостепенная забота — не физическое здоровье, а духовное благополучие. Наверное, будет правильно считать Мф. 18:10 просто еще одним доказательством того, что Бог заботится о Своих, и на этом остановиться (1 Пет. 5:7; см. Иез. 34:12).

4) Возвращать заблудившихся “малых этих” (Мф. 19:12-14). Свое учение о “малых этих” Господь завершает иллюстрацией, знакомой многим из нас:

«Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых этих» (Мф. 18:12-14).

Позже Иисус связал образ заблудившейся овцы с образами потерявшейся монеты и блудного юноши, в результате чего мы имеем в Библии незабываемую главу — Лк. 15. Его мысль здесь та же, что и там: “Бог не хочет, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию” (2 Пет. 3:9).

И вновь сказанное можно отнести к самым разным “малым этим”: дети вырастают и начинают блуждать в горах греха (Рим. 3:23); нам нужно мягко возвращать их к Господу. Новообращенный — или обращенный со стажем — может “отпасть” от веры (Евр. 2:1); нам нужно “исправлять такового в духе кротости” (Гал. 6:1; см. Иак. 5:19, 20).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершение хочу вернуться к словам Господа в Мф. 18:3, 4: “Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном” (Мф. 18:3, 4). Наш урок показал, что нельзя быть великим в царстве, не смирившись, как ребенок; а сейчас я хочу подчеркнуть слова Христа, что без такого смирения нельзя даже войти в царство.

Некоторые слишком горды, чтобы признать себя погибшими во грехе; некоторые слишком горды, чтобы покориться Его воле в крещении. Такая гордость погубит душу! Я молюсь, чтобы губительная гордость не управляла вашей жизнью (см. Рим. 1:30; 2 Тим. 3:2; Иак. 4:6; 1 Ин. 2:16). Отбросьте гордость!

#христиане #христианин #евангелие #толкование евангелия #христианство #религия #ученики христа #иисус христос #христос