Рад приветствовать. Сегодня у нас в гостях снова первый из рода слэшеров, о котором я совсем недавно рассказывал, говоря о списке лучших фильмов ужасов, но на сей раз он появился здесь - в списке лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound". Неплохо так.
196 место
"Техасская резня бензопилой"/"The Texas Chain Saw Massacre"(1974)
Рейтинг КП - 6,7; Кол-во оценок - 18 724;
Рейтинг IMDb - 7,5; Кол-во оценок - 147 930;
Режиссёр - Тоуб Хупер.
Обеспокоенные известием о том, что хулиганы испоганили кладбище в Техасе, где похоронен их дедушка, Салли и её прикованный к инвалидной коляске брат Франклин собирают друзей и отправляются проверить, не повреждена ли дедушкина могила. Оказавшись в районе кладбища, они решают навестить старую ферму, где жил их дедуля. По соседству расположена ещё одна ферма, внешне довольно-таки неприятная. Она разукрашена жуткими предметами, сделанными из кожи и костей людей и животных, а живёт там жуткая семейка рабочих скотобойни.
Про первый полноценный известный фильм Тоуба Хупера(можно я сделаю вид, что не знаю технически первого его полнометражного фильма "Яичная скорлупа" 1969 года, по причинам того, что я реально его не знаю и не смотрел, и потому что у него на IMDb чуть больше 350 оценок, ладно?), коим является первый, оригинальный фильм "Техасская резня бензопилой" 1974 года, я совсем недавно говорил в рамках разбора списка лучших фильмов ужасов всех времён и народов по версии сайта "best-horror-movies.com", так что очень мне занятно видеть его же именно на этом месте, а не где-то на пару десятков позиций спереди или сзади. Писать две рецензии на один фильм за небольшой промежуток времени - это не то, чем я люблю заниматься, так что я прикреплю здесь ссылку на свою статью, где рассказываю об этом фильме впервые.
Для справки повторю основные свои позиции по фильму. По мне, это первый полноценный слэшер в истории кино. Да, там было ещё "Чёрное Рождество" Боба Кларка, которое будто специально для создания путаницы ещё и вышло почти одновременно с творением Хупера, и которое, кстати, тоже было в списке "best-horror-movies.com" на 28 месте, так что если хотите можете о нём здесь почитать, но всё же назвать его слэшером можно было лишь с натяжкой, на то, как выглядят эталонные слэшеры, фильм не похож, тем более на фоне куда более энциклопедического и наглядного примера слэшера в виде "Техасской резни бензопилой".
Но мало было просто того факта, что фильм Хупера - это первый слэшер в том смысле, в котором мы понимаем этот жанр сейчас. Куда более важно, что это хороший фильм. Есть в фильме атмосфера, создаваемая за счёт демонстрации определённых событий определённым образом. Также свою немаловажную роль сыграли монтаж и особенно саундтрек и звуковые эффекты. Первая же сцена, когда чередуясь с чёрным экраном нам через вспышку фотоаппарата под соответствующие звуки показывают части разложившихся тел, уже как бы так ненароком шепчет, какое настроение в фильме будет преобладать.
И атмосфера фильма так зарешала, что без проблем тащит всё остальное, и уже и не хочется упоминать, что, объективно говоря, персонажи в фильме какие-то не сильно прописанные, и сюжет не кажется таким простым, каким он, пожалуй, является, и главный антагонист уже реально вызывает лёгкую жуть, как и вся его семейка. Сцена, где героиня Мэрилин Бёрнс убегает от дома психов, вокруг неё издеваясь бегает один безумец, а позади неспешно бежит с заведённой бензопилой Кожаное Лицо - одна из самых показательных, атмосферных и по-хорошему безумных сцен не только в этом фильме, но и в целом в жанре слэшер. Да и в целом финал у ленты довольно сильный.
Рубрика "Что пишет пресса". Так как фильм мне понравился, то особо тут дискутировать не над чем. Если брать из положительных рецензий, то один человек написал, что фильм снят в какой-то даже почти документальной манере, что всё реалистично, что действия логичны, и что есть в старых хоррорах какое-то своё обояние. С первым, по поводу схожести с документалкой, не знаю, мне так не показалось, но понять, почему так могло показаться кому-то другому, я могу. Снято кино местами действительно необычно. По поводу реалистичности происходящего тоже вопросов нет, да исключением пары мелочей, но на то они и мелочи, что несущественны. Ну например вы заметили, что в конце фильма водитель грузовика в жёлтой футболке побежал дальше по дороге, в то время как мог вместе с главной героиней забраться в кузов другой машины? Я заметил. Но это, опять же, не критично. У него, в конце концов, в паре метров своя машина стоит, двери которой антагонист, кстати, так и не смог распилить, потому что они как бы металлические. Да и он мог залезть в неё за кадром, так как Кожаное Лицо в последних кадрах не сильно интересуется этим парнем, предпочтя в своём безумном танце страсти по удаляющейся вдаль героине размахивать бензопилой.
В одной из немногих негативных рецензий автор полагает, что хвалят кино только из-за статуса классики и громкого имени режиссёра. Ну, отчасти можно согласиться, я самолично только в рамках разбора списка "Sight&Sound" нелестно высказался о большем количестве именитых фильмов, чем средний обыватель или прочий рецензент за год-два, наверно. Но вот по поводу громкого имени режиссёра Тоуба Хупера не согласен. Если посмотреть его фильмографию, то можно увидеть, что кроме "Техасской резни бензопилой" и неплохого "Полтергейста" 1982 года у него в общем-то ничего такого известного и тем более почитаемого и нету.
В другой негативной рецензии сообщается, что действия героев в фильме тупые, а Кожаное Лицо на фоне прочих антагонистов из слэшеров не воспринимается. Про реализм уже сказал. Ну вот ушёл парень в дом,не выходит, а девушка идёт за ним. Со стороны может и кажется глупо, но что на её месте бы вы сделали? Побежали тут же за полицией? Серьёзно? Вместо того чтоб самому по-быстрому проверить вы будете искать в незнакомом месте участок? Я напомню, что персонажи сами не в курсе, что они герои фильма жанра слэшер. Ну то есть придирка спорная, как по мне. А то, что Кожаное Лицо не такой крутой, как Джейсон Вурхиз - так у Джейсона фильмов банально фильмов и времени для раскрытия больше. Если многочисленные сиквелы "Пятницы 13" кто-то и видел, то про сиквелы "Техасской резни бензопилой" мало даже кто слышал, что уж про смотреть. Да, местами антагонист выглядит даже забавно, но в том и суть - он псих, как и его компаньоны. И то, что он в конце танцует с бензопилой, это не баг, а фишка, что называется, так и задумано.
Почему фильм попал в список лучших фильмов всех времён? Потому что это важная веха в жанре ужасов, создавшая новый поджанр, который позже, раскрутившись, стал штурмовать кинотеатры вплоть до девяностых, и даже в наше время время от времени поднимает голову. Так, в 2009 году был ремейк "Пятницы 13", в 2010 ремейк "Кошмара на улице Вязов", сейчас вышел второй фильм из новой трилогии "Хэллоуин", а на следующий год запланирован прямой сиквел оригинальной "Техасской резни бензопилой". Фильм атмосферный, качественный и добротный. Кто-то даже называл его одним из самых страшных фильмов в истории. Очевидно, по всем этим причинам фильм тут и находится.