Режиссер М. Захаров, 1984 год, киностудия Мосфильм.
Экранизация по мотивам повести А.К. Толстого «Граф Калиостро» оказалась на мой взгляд интереснее первоисточника, хотя при первом просмотре я была разочарована, ожидая мистики, которую так любила у графа Толстого.
Прямая экранизация дала бы в результате обычный фильм ужасов. У Марка Анатольевича Захарова получился красивый, ироничный срез жизни российского дворянства 18 века и даже исследование загадочной русской души, так волнующей Запад.
Граф Калиостро приезжает в Россию. Высший свет с восторгом встречает очередного авантюриста. Для этих баловней Калиостро и его свита - развлечение. Ни денег ни драгоценностей на свои забавы они не жалеют.
Убегая от солдат Потемкина, Калиостро оказывается в Смоленской губернии. Там тоже его встречают хлебом-солью, но уже не из желания развлечься и даже не из уважения к титулу. Такова наша традиция - принять гостя следует самым наилучшим образом, а кто он и что с ним делать власти разберутся, если надо.
Смоленские помещики оказались не так просты, как светское общество.
Самая интересная для меня пара в этом фильме - Федосья Ивановна доктор. Этих героев фантастически красиво сыграли Татьяна Пельтцер и Леонид Броневой. Оба артиста на тот момент были в труппе театра им. Ленинского комсомола.
Отступая от темы, замечу, что по иронии судьбы театр с таким официальным названием, должен был пропагандировать идеи соцреализма, но оказался самым свободолюбивым театром столицы. Наверное только «Современник» в этом плане шел наравне с Ленкомом.
Федосья Ивановна и доктор скептически относятся и к романтическим бредням юного Федяшева о любви к парковой скульптуре и к метафизическим изыскам графа Калиостро.
Эти люди прекрасно понимают друг друга, они привыкли твердо стоять на земле, имеют свое мнение обо всем происходящем.
Скептицизм героев Т. Пельтцер и Л. Броневого не агрессивен. Оба снисходительно относятся к фантазиям Алексиса Федяшева и довольно беззлобно, но красиво подтрунивают над заезжим европейским авантюристом.
Справедливости ради замечу что все артисты в этом фильме играли очень хорошо. Но все таки герои А. Абдулова и С. Фарады немного кривлялись, хоть это и задумано по сюжету, а два мастера старой школы давали свои реплики просто виртуозно, не повышая голоса, без ненужных акцентов.
Большинство фраз из этого фильма ушли в народ и живы до сих пор, и за это тоже огромная благодарность всем создателям фильма «Фрмула любви».