И почему он начинает враждебно относиться к школе, одноклассникам и учителю?
У младшего школьника доминирует сложнейшая биологическая потребность в саморазвитии (в ее основе две другие – в игре и подражании), а также потребность в творчестве (изобразительном, озарении, перевоплощении, фантазировании). Ребенок склонен жить в придуманном мире и в настоящем времени (свершившееся, то есть прошлое, тем более будущее его не интересуют). В результате он начинает ненавидит тех, кто назойливо тянет его в будущее.
А еще он хочет быть свободным (потребность в свободе выбора, как генеральная потребность человека, актуализируется именно в детстве и актуальной остается на всю жизнь).
Отсюда понятно, что стремления к знаниям и навыкам у младшего школьника нет. Поэтому его принуждают к знаниям и навыкам, что плохо сказывается на его развитии, личности и здоровье. Соответственно, нет у него и стремления быть лучше других в знаниях и навыках, на которые нацеливает его учитель, говоря об их важности для будущего и ставя отметки.
Быть лучше других актуально для юношеского возраста и далее по жизни. В основе «быть лучше других» лежит социальная потребность в самоутверждении.
Все сказанное свидетельствует об ущербности принудительно-нормативной системы начального школьного образования, которая не соответствует потребностям учащихся.
Наглядный пример. Учительница задает вопрос на знание и поднимается «лес» рук. Многие ученики знают ответ и тычут свою руку ей в нос. А что у них при этом происходит под «коркой»?
«Спроси меня, спроси меня! Васька – дурак! Федька – козел! Машка – промокашка!»
Так формируется враждебное отношение детей друг другу. А заодно и враждебное отношение к учительнице, которая из всех поднявших руку, вызывает отвечать, как правило, «любимую ученицу».
Далее рассуждать не станем.
P.S.
Для сведения. Материал сформулирован на основе мотивационной теории воспитания академика РАН П. В. Симонова.