Современная медицина работает только на молекулярном уровне (то есть на уровне материи), не принимая в расчёт разумное человеческое существо, ту уникальную сложную личность, которая, собственно, и страдает от болезни. Жизнь – это совокупность опыта в целом, а не просто некий набор разрозненных физических компонентов, а человеческий опыт складывается в основном из той информации, которая осознанно пропускается через фильтры разума и чувств.
Наш опыт, наша жизнедеятельность определяется тем, как мы воспринимаем мир и какие чувства вызывают у нас те или иные предметы. В свою очередь, опыт воздействует на организм и преображает его. Будь это не так, мы не знали бы ни счастливых улыбок, ни слёз печали, ни румянца смущения; у нас бы не перехватывало дух от удивления, а в гневе мы бы не хмурили бровей и не бросали сердитых взглядов.
Спрашивая, какие органы нездоровы, а не почему пациент заболел, современная медицина пренебрегает основополагающей ролью нашего жизненного опыта. Большинство заболеваний возникает из-за неполадок в иммунной системе; иммунная система разлаживается в результате стрессов; причины стресса коренятся в нашем восприятии окружающего мира; восприятие же — это функция сознания.
Иными словами, классический западный подход терпит в конечном итоге поражение из-за того, что в его рамках не принимается в расчёт фактор сознания — то есть именно тот уровень жизни, на котором, собственно, и берут начало как болезни, так и их излечение.
Предпосылка, лежащая в основе аюрведы, в противоположность материалистическим воззрениям гласит, что разум и тело объединены на уровне сознания и оказывают друг на друга взаимное влияние. Аюрведа на протяжении тысячелетий отстаивала тезис о том, что причины здоровья и болезней нужно искать в сфере мышления и поведения человека.
Терапевтические методы аюрведы направлены на то, чтобы активизировать врождённые способности организма к самоисцелению и восстановлению внутреннего равновесия в соответствии со своей индивидуальной природой.
Источник: Райчур Пратима, Кон Мэриан. Абсолютная красота. – М.: Саттва, 2019. – с. 13-16