Найти тему
Navygaming Channel

Подводная лодка U-480 (Б-143 (Б-821) проекта 641 (СССР)), Бельгия/26//Подводная лодка-музей

Время неохотно делится с прошлым и только от желания людей ( и возможностей) зависит- сможем ли мы сохранить память о своем прошлом. В этой связи можно только приветствовать, что заботами о сохранении объектов и экспонатов военной истории прониклись даже такие страны, которые не особо много вкладывали в развитие вооружения и военной техники, например, Бельгия. И вдвойне приятно увидеть в их музее не просто подводную лодку, а советскую подводную лодку.

Каждый военный корабль - это не только боевая единица флота, это образец кораблестроения, это дом для моряков и место их подвигов. Особенно если речь идет о корабле, который олицетворяет собой определенный тип, или целую эпоху (если таких кораблей было построено десятки единиц). В этом случае часто сохранение этого корабля или его части дело большой важности, причем не имеет значение для какой страны. И пример данного памятника этому свидетельство
Подводная лодка обозначенная в Бельгии как U-480
Подводная лодка обозначенная в Бельгии как U-480

26.Памятный объект: Подводная лодка U-480 (Б-143 (821), проект 641, СССР), Бельгия

Статус: подводная лодка - музей

Место расположения: Бельгия, Зеебрюгге, музей на плаву, находился в ведении "Maritime Theme Park". Открыт: в 1996 году года в качестве музея. Состояние экспоната в настоящее время (2021 год) - неизвестно.

Подводная лодка проекта 641
Подводная лодка проекта 641

Рассказ об этом памятнике начать надо наверное с того, что в Зеебрюгге находилась до недавнего времени совсем не Б-143, а совершенно другая подводная лодка. Подводная лодка Б-143 была введена в строй в ноябре 1960 года и вошла в состав КБФ, но весной 1961 года была переведена в Полярный и вошла в состав Северного флота. Летом 1961 года по СМП перешла на Дальний восток и была включена в Камчатскую военную флотилию ТОФ.

Подводная лодка Б-143 в бухте Бечевинская (Камчатка), 1977 год
Подводная лодка Б-143 в бухте Бечевинская (Камчатка), 1977 год

За время службы базировалась на Камчатке (бухта Крашенинникова, бухта Бечевинской), во Владивостоке (б.Малый Улисс). Несколько раз выходила на боевую службу в Индийский и Тихий океаны, следила за АУГ США. Исключена из состава ВМФ летом 1991 года и до 2001 года находилась в полузатопленном состоянии в бухте М.Улисс.

Буксировка корпуса Б-143 на разделку, 2004 год, Владивосток
Буксировка корпуса Б-143 на разделку, 2004 год, Владивосток

В 2002 году отбуксирована на завод Владивостока и в 2004 году разделана на металл. Никогда никому не продавалась.

Мне не известно, но по какой-то причине подводной лодкой Б-143, которая находилась в Зеебрюгге, называют подводную лодку Б-821 (в свое время имевшая обозначение Б-21, а также "Брянский комсомолец").

Подводная лодка Б-821 в парадном строю на Неве, 26 июля 1992 года
Подводная лодка Б-821 в парадном строю на Неве, 26 июля 1992 года

У подводной лодки Б-821 не менее значимая карьера и насыщенная боевая служба. Вошла в строй осенью 1965 года под номером Б-21 и зачислена в состава ДКБФ, чтобы весной 1966 годы быть переданной в состав КСФ. Особенность передачи была в том, что лодка совершила межфлотский переход из Лиепаи в Полярный вокруг Скандинавии. Участвовала в экспедиции особого назначения "Прилив-1" в Атлантическом океане в 1967 году, в учениях "Север" (1969 год). Неоднократно выходила на боевую службу в Средиземное море.

В январе 1970 года получила обозначение Б-821, а в апреле 1989 года присвоено почетное наименование "Брянский комсомолец". Печально, но видимо под влиянием времени и смены политического курса в феврале 1992 года наименование "Брянский комсомолец" было упразднено.

Подводная лодка Б-821 в доке Канонерского острова перед продажей за рубеж
Подводная лодка Б-821 в доке Канонерского острова перед продажей за рубеж

В октябре 1985 года в составе группы подводных лодок совершила межфлотский переход и вернулась в Лиепаю, с зачислением в состав ДКБФ. Продолжила активно участвовать в учениях и боевой службе. Неоднократно принимала участие в праздничных мероприятиях на Неве в Ленинграде и в Балтийске.

В мае 1994 года перешла из Лиепаи в Кронштадт, а уже в июле 1995 года была исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации. Летом 1995 года начаты работы по подготовке для продажи за рубеж и в октябре 1995 года была подводная лодка была продана бельгийской компании "Maritime Theme Park".

В порту Зеебрюгге
В порту Зеебрюгге

Буксировка в Бельгию была произведена в феврале 1996 года и субмарина была поставлена на прикол у причала в Рыбной гавани г.Зеебрюгге (Бельгия) в качестве экспоната Национального Музея моря под обозначением U-480 (почему подводной лодке был присвоен такое номер неизвестно).

Шесть торпедных аппаратов - в носовом отсеке
Шесть торпедных аппаратов - в носовом отсеке

Летом -осенью 2018 года стали появляться сообщения о том, что экспозицию на подводной лодке закроют, а саму субмарину уведут из порта, но не было ясно для утилизации или для ремонта. 13-14 июня 2019 года подводную лодку действительно перевели из Зеебрюгге в Гент, были предположения что там ее утилизируют. Какая сейчас ситуация с субмариной мы не знаем.

-9

Советские подводные лодки проекта 641 относились к двухкорпусным подводным лодкам, по классификации НАТО - "Фокстрот".

Для справки: водоизмещение подводной лодки проекта 641 (надводное/подводное) - 1952 /2480 т; длина наибольшая - 91,3 м, ширина наибольшая - 7,5 м, осадка средняя - 5,1 м; глубина погружения - 280 м; экипаж - 80 человек. Мощность дизель-электрической ГЭУ - 3х2000 л.с. / 1х2700 + 2х1350 л.с.; Скорость хода: надводная наибольшая - 16,8 узлов, наибольшая подводная - 16 узлов, в режиме РДП - 8 узлов.

-10

Для справки: Вооружение 10х533-мм торпедных аппаратов (6 - носовых ТА и 4 кормовых), 22 торпеды.

-11

Судя по фотографиям, сделанных посетителями плавучего музея - состояние внутренних помещений подводной лодки довольно убогое, оборудование и механизмы не обслуживаются, много ржавчины. Но можно разглядеть русские надписи.

Четыре кормовых торпедных аппарата
Четыре кормовых торпедных аппарата

Приведенные фотографии взяты с открытых источников из сети Интернет, сам я не был на данной подводной лодке, дата съемок - не позднее 2018 года. Использованы фотографии из архива Николаева А.С., с сайта "Штурм глубины" и "Русский подплав".

-13

Кстати, в Рыбном порту Зеебрюгге довольно тесно, судя по фото. Не удивлюсь, если подводную лодку решили убрать только потому, что ее нахождение в качестве экспоната музея не приносит дохода, а места корпус занимает относительно много, все таки метров 100 точно.

-14

Да и красили подводную лодку уже давненько, может быть и ни разу после покупки.

Интересно, а кто нибудь из вас, уважаемые читатели, видели эту субмарину в Зеебрюгге? Вопрос звучит необычно, но мало ли, всякое может быть в современном мире. Поделитесь впечатлениями! Если у кого то есть данные о судьбе советской субмарины - будем рады такой информации. Печально будет узнать о ее разделке на металл - продажа за рубеж предполагала, что ее сохранят если это не смогли (не захотели) сделать на родине. А получается что и "за бугром" не сохранили.

По информации нашего читателя (февраль 2024 года) - подводную лодку куда -то убрали еще в 2019 году! Печально.

Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.

Бельгия
3234 интересуются