Найти в Дзене
Lost Art

Самая похищаемая картина в мире ("Праведные судьи" (1432) - Губерт и Ян ван Эйки; украдена в 1934 г.)

Когда собираешься рассказать об уже чуть ли не сотом пропавшем произведении искусства, очень сложно убедить и себя, и читателя, что эта кража снова будет какой-то выдающейся. Однако в случае с «Праведными судьями» братьев Губерта и Яна ван Эйков — это действительно так. Ведь речь идет об одном из самых значимых европейских произведений искусства с многовековой историей похищений и с, пожалуй, самым большим количеством версий судьбы картины. «Праведные судьи» представляют собой одну из панелей (левую нижнюю створку) знаменитого Гентского алтаря в соборе Святого Бавона в Генте (Бельгия), созданного братьями Губертом и Яном ван Эйками и считающегося вершиной не только их творчества, но и всей голландской живописи XVвека. Так как до наших дней не дошло ни одного законченного произведения Губерта ван Эйка, нельзя точно сказать, какая часть Гентского алтаря была создана им, а какая его более известным младшим братом Яном. Предположительно, все элементы в той или иной степени были завершены и
"Праведные судьи" (1432) - Губерт и Ян ван Эйки (фото с оригинала)
"Праведные судьи" (1432) - Губерт и Ян ван Эйки (фото с оригинала)

Когда собираешься рассказать об уже чуть ли не сотом пропавшем произведении искусства, очень сложно убедить и себя, и читателя, что эта кража снова будет какой-то выдающейся. Однако в случае с «Праведными судьями» братьев Губерта и Яна ван Эйков — это действительно так. Ведь речь идет об одном из самых значимых европейских произведений искусства с многовековой историей похищений и с, пожалуй, самым большим количеством версий судьбы картины.

«Праведные судьи» представляют собой одну из панелей (левую нижнюю створку) знаменитого Гентского алтаря в соборе Святого Бавона в Генте (Бельгия), созданного братьями Губертом и Яном ван Эйками и считающегося вершиной не только их творчества, но и всей голландской живописи XVвека. Так как до наших дней не дошло ни одного законченного произведения Губерта ван Эйка, нельзя точно сказать, какая часть Гентского алтаря была создана им, а какая его более известным младшим братом Яном. Предположительно, все элементы в той или иной степени были завершены именно Яном вам Эйком. Есть даже мнение, что участие Губерта вообще было минимальным. Но утраченная ныне надпись на раме алтаря сообщала, что он был создан Губертом ван Эйком, «величайшим из всех», и Яном ван Эйком, «вторым лучшим в искусстве». Если это действительно так, то страшно представить, сколько еще великих творений потеряно навсегда.

Гентский алтарь – это монументальное произведение искусства почти 4 метра в высоту и более 5 метров в ширину (плюс внешние створки), состоящее из 24 панелей, каждая из которых представляется собой отдельный шедевр. Несмотря на столь внушительные размеры, алтарь поражает тщательной проработкой всех деталей и персонажей, которых насчитывается не менее 250. Так, например, на руках Адама прорисованы не только вены, но и каждый волосок. А одна лишь последняя реставрация алтаря, завершившаяся буквально год назад, стоила более 2 миллионов евро. Забавный факт: только во время реставрации наконец обратили внимание на то, что у центрального персонажа всего алтаря, Агнца Божьего, две пары ушей: первая, доставшаяся еще от ван Эйков, и вторая, пририсованная, по всей видимости где-то в 18 веке.

Хотя панель «Праведные судьи» представляется собой всего одну двадцать четвертую часть алтаря, она вполне может считаться полноценным законченным произведением, достойным украсить лучшие музеи мира. Название картины отсылает к Евангелию от Иоанна, где сказано: «не судите по наружности, но судите судом правильным». Кто именно скрывается за фигурами судей, однозначно неизвестно, но считается, что судья в синей шапке на белом коне, единственный, кроме Бога и Агнца, смотрящий с алтаря прямо на зрителя, это сам Ян ван Эйк. Другой судья на белом коне, находящийся на переднем плане, возможно, Губерт ван Эйк. Впрочем, по другой версии – это все бургундские герцоги.

Гентский алтарь является самым похищаемым произведением искусства в истории. Всего целиком или в части его крали семь раз. Первый раз он лишился двух своих панелей еще в 1781 году, когда Иосиф II, император Австрии, посетил Гентский собор и крайне возмутился, увидев там две обнаженные фигуры в натуральную величину. Тот факт, что речь шла об Адаме и Еве до грехопадения, его не убедил. Кстати, интересно, что в отличие от традиционно принятого в иконописи сладкого яблока, у ван Эйков Ева держит кислый плод лимона или бергамота. Как бы там ни было, а две панели с Адамом и Евой были перенесены в церковную библиотеку, откуда впоследствии проданы в Брюссельский музей. На время их заменили репродукциями с одетыми Адамом и Евой.

Затем в 1794 году Наполеон решил обогатить коллекцию Лувра за счет алтаря, однако ему удалось вывезти только (только?) четыре центральные панели. Но сразу после Ватерлоо (1815 год) они вернулись на свое место в Гент. В том же 1815 году боковые створки были не то заложены епархией, не то похищены викарием, а в итоге оказались у прусского короля, Вильгельма III. Как подчеркивается в немецких источниках: абсолютно законно. На этом основании немцы до сих пор возмущаются, что их в 1920 году в результате Версальского мирного договора по итогам Первой мировой войны лишили Гентского алтаря. Но есть нюанс.

Во время войны немецкие войска украли остававшиеся в Генте центральные панели, так что возвращали в 20-м году не только «законно приобретенную» часть. В том же 1920-м году из Брюссельского музея были возвращены панели с Адамом и Евой, и Гентский алтарь впервые за почти 150 лет воссоединился. Хотя и ненадолго. Немцы не успокоились и во время Второй мировой войны, снова выкрали алтарь в 1942 году по личному приказу Гитлера. В итоге алтарь был обнаружен союзниками в соленых шахтах в Австрии в 1945 году.

Все эти похищения были раскрыты и не привели к какому-либо серьезному ущербу. Правда, немцы в 1894 году разрезали 6 боковых панелей алтаря таким образом, чтобы отделить изображения внешних и внутренних створок, но, как мы увидим позже, это оказалось даже к лучшему. И все же одна кража, случившаяся между двумя мировыми войнами, в 1934 году, оказалась для алтаря роковой.

Утром 11 апреля 1934 года сторож собора Святого Бавона в Генте обнаружил, что замок на дверях сломан, а в самом соборе отсутствуют две панели: «Праведные судьи» и расположенная за ней на внешней створке панель с Иоанном Крестителем. На раме висела записка на французском: «Взято из Германии по Версальскому договору». В целом одного этого хватило бы, чтобы создать целую серию конспирологических теорий, но этим история не заканчивается, а сама записка оказалась, скорее всего, ложным следом.

Менее чем через 3 недели после кражи епископ Гента получил письмо с требованием заплатить 1 миллион бельгийских франков, не то обе панели будут уничтожены. Письмо было подписано “D.U.A.”. Епископ был готов уплатить выкуп, но ждал разрешения от прокурора и министра юстиции, продолжая переписку с предполагаемым вымогателем. Третье письмо было оставлено на железнодорожном вокзале Брюсселя вместе с большим пакетом, в котором оказалась панель с Иоанном Крестителем. Так что одна створка вернулась на свое место (правда, ее все равно нельзя никогда увидеть, так как алтарь теперь хранится за защитным стеклом и не может быть сложен). Жест доброй воли был истолкован как слабость, и полиция решила сыграть в свою игру. Когда следующим письмом вымогатель потребовал уплаты своего миллиона, было решено передать ему конверт всего с 25 тысячами франков. Похититель был вне себя от ярости, грозя уничтожить «Праведных судей» со дня на день, если справедливость в его понимании не восторжествует. 1 октября 1934 от него пришло последнее, тринадцатое письмо.

И потом наступила тишина, которую два месяца спустя прервала сенсационная новость. Некто Арсен Годертье, 57-летний достаточно респектабельный биржевой маклер, 25 ноября 1934 года на смертном одре признался своему адвокату, что это он украл «Праведных судей», а информация о том, где они находятся, содержится в конверте в одном из ящиков его комода. Комод перерыли. Нашли черновики всех тринадцати писем епископу Гента, а также и сам конверт, с указанием того, где искать работу ван Эйков. Лучшей шутки придумать было сложно. В конверте лежала записка: «она находится там, где ни я, ни кто-либо другой не сможет извлечь ее, не привлекая внимания публики».

Очевидно, что такая загадка не могла не заставить многих и многих искателей сокровищ попытаться разгадать ее. Какие только места не объявлялись заветным тайником «Праведных судей»! Искали в церквях, копали на центральных площадях, вскрывали склепы и могилы. И речь идет не только о 30-х года прошлого века, но до сих пор поиски ведутся настолько активно, что, с одной стороны, правительство Бельгии официально обещает компенсацию в 20 тысяч евро тому, кто найдет работу, а с другой, призывает перестать копать в центре Гента в попытках ее обнаружить. Последний официальный обыск очередного возможного места хранения картины был произведен в 2019 году, но снова безрезультатно.

На месте пропавшей работы ван Эйков теперь размещена копия, созданная в 40-х годах прошлого века бельгийским реставратором Джеффом ван дер Фекеном. Впрочем, желая подчеркнуть, что это не более чем копия, дер Фекен внес небольшие изменения. В частности, в качестве одного из судий он изобразил бельгийского короля Леопольда III, правившего в середине 20 века. Кстати, дер Фекен был тоже одним из подозреваемых в краже. Ходили слухи, что в действительности он не создал копию, а лишь видоизменил оригинал. Впрочем, эта версия была опровергнута во время реконструкции всего Гентского алтаря в 2010-е, выявившая, что сравнительно свежая копия дер Фекена находится в самом плачевном состоянию по сравнению с шестисотлетним алтарем ван Эйков. Это позволяет надеяться, что где бы ни были спрятаны «Праведные судьи», они остаются в состоянии занять свое место в соборе Святого Бавона в Генте.

#искусство #15 век #ян ван эйк #губерт ван эйк #фландрия #возрождение #lostart