Я тут решил создать дополнение к предыдущей публикации.
Иван Иванович Ползунов не просто предоставил академику Иоганну Шлаттеру свои расчеты. Он получили разрешение от императрицы Екатерины II разрешение построить свою паровую машину. И построил. В городе Барнауле. Сам он, увы, не дожил до запуска машины всего 1 неделю. Машина была запущена в мае 1766 года. Пусконаладочные работы и запуск осуществлял друг Ползунова Иван Иванович Церницын. Он запустил машину, но, к сожалению, ничего не понял в принципе ее работы. Поэтому машина, отработав 1057 часов, была остановлена (прогорел котел), а Черницын не смог исправить поломку. Кстати, прибыль, данная машиною, составила свыше 11 тысяч рублей (рублевая монета тогда весила около 28 граммов). Но, местное начальство восстанавливать машину просто не захотело. Именно поэтому изобретателем паровой машины в мире считается англичанин Джеймс Уатт. Даже в учебнике истории о нем написано. А это – неправда. Паровая машина была изобретена, построена и впервые использована в России. И именно в городе Барнауле (правда, статуса города он тогда не имел).
Кстати, хотите интересную историю, связанную с машиной? Барнаул тогда был полностью деревянным. Поэтому пожары – обычное явление. На одной из городских башен, построенных еще по приказу Демидова, был колокол «для отдачи часов». Очередной пожар – и башня сгорела. Колокол упал и раскололся. Его и отдали Ползунову для отливки котла машины. После демонтажа машины котел, точнее – медь с него, был отдан одной их барнаульских церквей для отливки колокола. Скорее всего, это была Богородице-Одигитриевская церковь, по имени которой, некоторое время называлась главная барнаульская улица – Ленинский проспект. Тогда – Богородский переулок.