Найти в Дзене

Вы слышали звук колёсного парохода, повстречавшись в ночи, вы бы сильно удивились

Пароход "Н.В. Гоголь" в Архангельске. Фото со странички АО "Центр судоремонта "Звёздочка" // vk.com/cszvezdochka
Пароход "Н.В. Гоголь" в Архангельске. Фото со странички АО "Центр судоремонта "Звёздочка" // vk.com/cszvezdochka

Вы слышали, как в ночи раздаются звуки колёсного парохода плывущего по реке? Наверное, нет. Трудно в наше время не только такое услышать, но и увидеть, ведь даже самих пароходов не осталось. Но жители Архангельска такую возможность имеют. Вот уже более 110 лет по речным волнам Северной Двины бегает колёсный пароход «Н.В. Гоголь». Да, пароход очень старый. Судно является двухпалубным пассажирским речным колёсным пароходом, которое и ныне совершает регулярные круизные рейсы. Он самый старый и самый большой пассажирский пароход из колёсных судов России. Построили его в 1911 году на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде. До революции он ходил по маршруту «Мурман – Архангельск – Котлас». Поучаствовал в Гражданской войне против интервентов на стороне красной Северо-Двинской речной военной флотилии. До 70х годов этот пароход совершал пассажирские рейсы по Северной Двине, а в 1972 году стал плавучей базой отдыха ФГУП «Звёздочка» в городе Северодвинске. С этих пор пароход, пройдя ремонты и реконструкции, совершает круизные рейсы по реке. В летний период довольно часто можно его увидеть идущим по водам Северной Двины из окон многоэтажных домов стоящих у реки или с городской набережной. Зрелище красивое, но вот звуков из квартиры не слышно. Даже находясь на берегу, эффект звучания пароходных колёс идущего судна не так заметен. Дневной шум автомобилей летящих по улицам и звуки городских строек заглушаю музыку реки. Перед тобой представлена только картинка. Но однажды мне удалось услышать музыку, медленно бежавшего по речным волнам, дедушки всех русских пароходов.

Дело было во время туристического похода. Я с компанией друзей выехал в Холмогорский район посмотреть памятники деревянного зодчества, храм и колокольню, бывшего Чухчеремского погоста. Заночевать решили там же. Для ночевки выбрали место за селом в поле на высоком берегу Северной Двины. Оставшееся время уходящего дня провели за рыбалкой, обустройством лагеря и ужином. После ужина долго ещё сидели у костра болтая о житейских проблемах, политике и о исторических местах северного края. Архангельские белые ночи только способствовали сидеть и не замечать наступившей ночи. Костер согревал от холодного влажного воздуха, а дым отгонял назойливых комаров и мошек. Наконец усталость дала о себе знать, и мы расползлись по палаткам. Тщательно закупорившись, чтоб ни одна мошка не пролезла под полог туристического дома, я влез в спальник и выбрав удобную позу сразу заснул. Я уже видел сны, когда какой-то странный шум вывел меня из забытья. Со стороны села раздавались приглушенные звуки. Они напоминали звучание старого ржавого корыта с водой, которым стучат о землю. Я вначале подумал, что некий местный «дядя Вася» разбушевался и гремит какой-то железкой на всю округу. Через некоторое время я осознал, что звуки монотонные. Человек не может на протяжении 10-15 минут так стучать. Я выполз из спальника и выглянул из палатки. Выбираться на холод особой охоты не было. Глянул на реку, но там было чисто. Хоть и не хотел вылезать из тепла, но любопытство взяло вверх. Накинув ветровку, я подошел к краю берегового обрыва. Звук продолжал раздаваться со стороны деревни. Повернувшись в ту сторону, я стал всматриваться в речную даль. Там, на расстоянии нескольких километров, неспешна, плыл против течения пароход «Гоголь». Очертание судна мне было хорошо знакомо, а звук, я сразу осознал, доносился от лопастей колёс хлопающих по водной глади. Я дождался, когда он приблизится ко мне, и проводив взглядом удаляющеюся корму, вернулся в спальник.

Я ещё долго лежал в палатке и слушал звуки уходящего парохода. Потом я долго пытался заснуть, но перед моими глазами стоял не красавец белый пароход-колёсник, а старая, ржавая, с большими пробоинами баржа, которую тянут несколько буксиров. Я отчетливо видел, как она бьется о речные волны и оглушает этим звуком всю округу. Я в полусне улыбнулся своим ощущениям и наконец-то уснул. Утром я рассказал о ночном приключении своим друзьям, но никто посторонних звуков не слышал. Все так были утомлены, что спали без задних ног. Я даже стал думать, что мне всё приснилось. Но во время завтрака мы увидели, как «Н.В. Гоголь» в направлении Архангельска возвращается из своего круиза. Над рекой и ближайшими просторами разносились знакомые звуки. Правда, они были уже не такими громкими, как ночью и не такими загадочными. Но это был тот же шум, которой я ощущал ранее. Очень жаль, что время колёсных пароходов ушло и наши дети и внуки уже не смогут увидеть эту сказочную технику.