Накануне 104-ой годовщины отменённой революции мы довольно случайно оказались в её некогда главном музее, ныне Государственный центральный музей современной истории России, ГЦМСИР, простихоспади, чьё главное здание располагается в бывшем Английском клубе на Тверской, 21, у самой Пушкинской площади. И нас, поскольку мы оба люди QRещёные, туда даже впустили. И мы узнали всю правду о том, что там сейчас происходит.
Ну что вам сказать за музей… Интерьеры, конечно, хороши. И хорошо, что сохранились артефакты обеих ипостасей здания: и флорентийские мозаики музея революции, и расписные своды с гологрудыми гениями славы, под которыми легко представить московских чайльд-гарольдящихся женьтельменов.
Основная экспозиция мне понравилась. Знаете, это такая иллюстрированная Википедия: с помощью экспонатов и мультимедиа шаг за шагом, год за годом, раздел за разделом иллюстрируется российская история. Причём не рассказывается, а именно иллюстрируется. А нарратив каждый добавляет свой.
Когда мы разглядывали карту империи 1913 года, молодой человек объяснял перед ней девушке, что Финляндия была «как Крым — исторически нашей, а потом Ленин её, дурак, отдал».
Так что, если пойдёте туда, начитайтесь, как минимум, Википедией или возьмите экскурсию, если чувствуете себя неуверенно в истории России с середины XIX века.
Из забавного там есть зал подарков советскому руководству. Больше всего — к 70-летию Сталина. И среди них доспехи самурая. Соня вспомнила, что у нас в Кунсткамере тоже есть, пусть и не такие яркие, и я подумал, что да, эта экспозиция и правда напоминает Кунсткамеру чем-то — странные, ничем не связанные предметы непонятного назначения.
Но моё внимание оказалось привлечено к использованным в экспозиции художественным произведениям.
Две чудесные картины обнаруживаются в зале первой русской революции. (А вот копия шадровского «Оружия пролетариата» там не очень удачная, уличная и то лучше.)
Но больше всего интересного искусства обнаружилось на выставке «Страна мечтателей – страна героев» к 100-летию образования СССР, которая закроется уже в это воскресенье, так что поторопитесь!
Самое большое потрясение я испытал у макета мухинских «Рабочего и колхозницы». Не знаю, сумел ли я передать это на фото, но когда видишь их на уровне своих глаз, соразмерными тебе, понимаешь — они танцуют. Вероятнее всего, танго. Полистайте, посмотрите на это движение, на эти бёдра, на эти туфли на носке… Определённо, это латиноамериканская программа!
И моё любимое: архитектурный авангард, из неосуществлённого. Так могла бы выглядеть вершина Воробьёвых гор — там, где сейчас смотровая площадка у МГУ.
После недавних посещений уральских заводов я не смог пройти мимо артефактов эпохи индустриализации.
А какой тут Каспий!.. Прям Айвазовский!
Ну и на посошок шедевр коллекции: заявление рабочего с Полтавщины с просьбой послать его на Луну.