Найти тему
Anton Rassadin

Эстет в Английском клубе

Накануне 104-ой годовщины отменённой революции мы довольно случайно оказались в её некогда главном музее, ныне Государственный центральный музей современной истории России, ГЦМСИР, простихоспади, чьё главное здание располагается в бывшем Английском клубе на Тверской, 21, у самой Пушкинской площади. И нас, поскольку мы оба люди QRещёные, туда даже впустили. И мы узнали всю правду о том, что там сейчас происходит.

ГЦМСИР (© А.Савин, Викисклад: https://commons.m.wikimedia.org/wiki/File:Moscow_English_Club_building_asv2019-06_img16.jpg)
ГЦМСИР (© А.Савин, Викисклад: https://commons.m.wikimedia.org/wiki/File:Moscow_English_Club_building_asv2019-06_img16.jpg)

Ну что вам сказать за музей… Интерьеры, конечно, хороши. И хорошо, что сохранились артефакты обеих ипостасей здания: и флорентийские мозаики музея революции, и расписные своды с гологрудыми гениями славы, под которыми легко представить московских чайльд-гарольдящихся женьтельменов.

Основная экспозиция мне понравилась. Знаете, это такая иллюстрированная Википедия: с помощью экспонатов и мультимедиа шаг за шагом, год за годом, раздел за разделом иллюстрируется российская история. Причём не рассказывается, а именно иллюстрируется. А нарратив каждый добавляет свой.

Когда мы разглядывали карту империи 1913 года, молодой человек объяснял перед ней девушке, что Финляндия была «как Крым — исторически нашей, а потом Ленин её, дурак, отдал».

Так что, если пойдёте туда, начитайтесь, как минимум, Википедией или возьмите экскурсию, если чувствуете себя неуверенно в истории России с середины XIX века.

Из забавного там есть зал подарков советскому руководству. Больше всего — к 70-летию Сталина. И среди них доспехи самурая. Соня вспомнила, что у нас в Кунсткамере тоже есть, пусть и не такие яркие, и я подумал, что да, эта экспозиция и правда напоминает Кунсткамеру чем-то — странные, ничем не связанные предметы непонятного назначения.

Но моё внимание оказалось привлечено к использованным в экспозиции художественным произведениям.

Как вам, например, этот барельеф «Гольштейн-Готторп-Романовы»? «Как много дум-м-м наводит он-н-н…»
Как вам, например, этот барельеф «Гольштейн-Готторп-Романовы»? «Как много дум-м-м наводит он-н-н…»

Две чудесные картины обнаруживаются в зале первой русской революции. (А вот копия шадровского «Оружия пролетариата» там не очень удачная, уличная и то лучше.)

Но больше всего интересного искусства обнаружилось на выставке «Страна мечтателей – страна героев» к 100-летию образования СССР, которая закроется уже в это воскресенье, так что поторопитесь!

Самое большое потрясение я испытал у макета мухинских «Рабочего и колхозницы». Не знаю, сумел ли я передать это на фото, но когда видишь их на уровне своих глаз, соразмерными тебе, понимаешь — они танцуют. Вероятнее всего, танго. Полистайте, посмотрите на это движение, на эти бёдра, на эти туфли на носке… Определённо, это латиноамериканская программа!

И моё любимое: архитектурный авангард, из неосуществлённого. Так могла бы выглядеть вершина Воробьёвых гор — там, где сейчас смотровая площадка у МГУ.

Леонидов И. И. (1902-1959). Институт библиотековедения им. В. И. Ленина на Ленинских горах. Дипломный проект (мастерская А. А. Веснина архитектурного ф-та ВХУТЕМАС, 1927). Макет выполнен студентами МАРХИ по рук. В. И. Локтева (2000-е гг.)
Леонидов И. И. (1902-1959). Институт библиотековедения им. В. И. Ленина на Ленинских горах. Дипломный проект (мастерская А. А. Веснина архитектурного ф-та ВХУТЕМАС, 1927). Макет выполнен студентами МАРХИ по рук. В. И. Локтева (2000-е гг.)

После недавних посещений уральских заводов я не смог пройти мимо артефактов эпохи индустриализации.

А какой тут Каспий!.. Прям Айвазовский!

Кравец А. В. (1911-1970). Вышки на камнях (1948-49). Подарок Сталину от коллектива Азербайджанского гос. художественного училища им. Азима Азимзаде.
Кравец А. В. (1911-1970). Вышки на камнях (1948-49). Подарок Сталину от коллектива Азербайджанского гос. художественного училища им. Азима Азимзаде.

Ну и на посошок шедевр коллекции: заявление рабочего с Полтавщины с просьбой послать его на Луну.

Перевод на русский:
Привет с мехзавода деду Панасу от работника Табура Анатолия Дмитриевича. 
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу вас дать мне путёвку на Луну. Только с таким договором, чтоб проезд бы бесплатный. И чтоб были харчи, пресная вода, махорка и губная гармошка. 
Прошу не отказать в моей просьбе. 
4 января 1959 года. 
УССР, Полтавская обл., Карловский р-н, мехзавод, Табуру А. Д.#москва #музей #история #живопись #скульптура #архитектура
Перевод на русский: Привет с мехзавода деду Панасу от работника Табура Анатолия Дмитриевича. ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу вас дать мне путёвку на Луну. Только с таким договором, чтоб проезд бы бесплатный. И чтоб были харчи, пресная вода, махорка и губная гармошка. Прошу не отказать в моей просьбе. 4 января 1959 года. УССР, Полтавская обл., Карловский р-н, мехзавод, Табуру А. Д.#москва #музей #история #живопись #скульптура #архитектура