Как известно, многие любители «заброшки» очень любят посещать такие места, как заброшенные пионерские лагеря. Там они обычно пересекаются с любителями поностальгировать по своему пионерскому детству – уже не совсем молодыми людьми, которые когда-то отдыхали пионерами в этих местах и хотят навестить места, где им когда-то жилось беззаботно и весело. (Если честно, в моем пионерском детстве в таких случаях говорили о человеке: «Детство в …опе заиграло).
Но тут случай особый. Обычно заброшка представляет собой унылые бетонные стены без крыши, исписанные похабными граффити и заросшие кустарниками и деревьями, а также полные мусора, оставленного бомжами и прочими маргиналами. Но есть на юге Московской области бывший пионерлагерь удивительной сохранности, целостность которого удивляет многих «спецов» по заброшке.
Оно и понятно: он был закрыт всего около 4-х лет тому назад. Автор данной заметки в своем детстве провел там не одну смену. Так «что с ним не так»? Почему лагерь, проработавший все 90-е и нулевые, закрылся в десятых годах и какова вероятность того, что он вновь заработает, принимая уже не пионеров, а просто современных детей, как еще совсем недавно?
Пионерский лагерь «Зеленый шум» получил свое название от одноименного стихотворения Николая Некрасова («Идет-гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум!..»). Между прочим, стихотворение не такое безобидное и совсем не детское, как можно подумать: кому интересно, погуглите полный текст («А тут зима косматая Ревет и день и ночь: «Убей, убей изменницу! Злодея изведи!»). Шуточки про этот пионерлагерь (как оказалось впоследствии, очень хороший) у нас, пионеров 1980-х, тоже были не совсем детские: типа, а сейчас, ребята, мы едем в концлагерь «Ромашка».
С начала 1970-х годов и до времен перестройки это был базовый пионерский лагерь Министерства черной металлургии СССР, где долгое время инженером работала моя мама. За свою историю он неоднократно становился победителем в соревнованиях лагерей.
Помню, как мы выезжали для поездки в него на колонне автобусов ЛиАЗ прямо из центра Москвы со двора главного здания Минчермета на площади Ногина (сейчас Славянская площадь). И наши родители, стоя снаружи, буквально ржали над нами, детьми, когда мы еще до отправления, прямо в автобусе начинали, извиняюсь, жадно жрать гостинцы в дорогу, зубами надкусывая узелочки на полиэтиленовых пакетах.
Еще был популярен между детьми мелкий троллинг жителей столицы от немосквичей: - Так ты москвич? А где твои колесики?.. Дело в том, что «Москвич» - известная марка советских автомобилей, а в «Зеленый шум», помимо отпрысков минчерметовских сотрудников, часто ездили дети из подмосковного Серпухова. Много лет спустя, на одной работе я повстречал одного такого бывшего «солагерника»-серпуховчанина, который к тому времени работал дизайнером-верстальщиком в Москве.
«Зеленый шум» расположен на 97-м километре Симферопольского шоссе, в 10 километрах от Серпухова, на левом берегу реки Оки, в живописной лесопарковой зоне Приокско-Террасного биосферного заповедника. Но за все время моего пребывания там нас только один раз водили в «ночное» - на встречу восхода солнца на берегу Оки у костра. Да и купаться нам там всегда запрещали, мотивируя наличием в Оке некоего вредоносного «рачка».
Думаю, администрация лагеря и вожатые просто боялись, что кого-то из пионеров унесет течением или задавит грузовая бажа. Став взрослым и купаясь на Оке в разных местах, я не раз отмечал ее очень сильное течение, которое буквально сносит с ног, даже при небольшой глубине.
Зато мы часто купались в бассейне пионерлагеря и даже устраивали там День Нептуна, когда всех поливали струей из брандспойта во время шуточного штурма бассейна, а тех, кто сумел взобраться на него, скидывали в воду. Правда, в последнюю смену лета вода зацветала, и вожатые пытались разогнать всю муть, плавая в нем. А уж эти младшие отряды, когда вся вода в бассейне становилась почти желтой…
Из других популярных развлечений были классические кружки (выжигания, рисования, фотографирования и, конечно, моделирования). В кинозале чуть ли не каждый вече крутили детские фильмы. Но нам было этого мало, и почти все старшие отряды ходили еще и на «дневные сеансы» для младших отрядов.
Как-кто нас вычислили, и когда зажгли свет и суровый голос вожатого произнес: «Х-й и Y-й отряды, на выход», вышла чуть ли не половина зала. Нас, конечно, стыдили потом за то, что мы смотрели кино для малявок, но что еще детям делать летом, когда полно свободного времени… Хотя еще мы любили сказочный городок – настоящую деревянную крепость в старорусском стиле, где проводили и квесты, и дискотеки, и просто бесились от души.
«Зарница» в «Зеленом шуме» была очень приличной и, конечно, не такой жестокой, как в знаменитом позднесоветском фильме «До первой крови». Мы даже выходили на нее в местный лес на место сохранившихся окопов Второй мировой войны. Попав позднее в не такой пафосный пионерлагерь от работы отца (он работал инженером на заводе «Звезда» в подмосковном Томилино, где выпускались катапультируемые кресла для пилотов истребителей и скафандры для космонавтов), я осознал всю разницу.
Ночевка на Оке: вспоминая пионерлагерное детство...
Старожилы того лагеря рассказывали, как во время «Зарницы» двух мужиков назначили «мамонтами», и весь лагерь бегал за ними с палками и дубинами, имитируя охоту первобытных людей. Другим постоянным развлечением пионеров в лагере от «Звезды» было качание на лопастях списанного вертолета Ми-4. Дикость, конечно, но нам было весело.
Но вот что отличало более простой лагерь от «Зеленого шума» в лучшую сторону, так это свобода. Никто пристально не следил за нами во время «тихого часа», мы, подобно цыганам, «шумною толпой» ходили на обед, делали, что хотели… Под Серпуховом же царили прямо-таки армейские порядки. В 7 утра весь лагерь будила громкая песня по местному радио «На зарядку становись…», и мы, не выспавшиеся, бежали в любую погоду на огромный стадион заниматься физкультурой.
Часто бывали линейки, где надо было быть при всем параде – в пионерской форме и при галстуке и исполнять обряды, заимствованные у скаутов, такие как поднятие знамени на флагшток. Даже на обед в столовую обычно ходили строем, как в армии. На «тихий час» строго полагалось быть в казармах… то есть в палатах, даже посидеть за книжкой в беседке не разрешалось.
Ну и, конечно, в «Зеленом шуме» практиковалось классическое «воспитание трудом»: бывали поездки на ПАЗиках на прополку от сорняков грядок в местных колхозах и дни дежурств, когда пионеры выполняли должностные обязанности персонала лагеря. Вот когда я понял наглядно, как тяжело делать что-то реально полезное, например, кормить людей. Нашу группу прикрепили к кухне: по армейским меркам, вроде бы хлебное место, но почти весь день мы были заняты реальной помощью старшим. А вот те, кто попал в «силовики» - охрану лагеря, целый день пинали балду, сидя в форме в беседках и издеваясь надо всеми проходящими своими «проверками документов». Комплекс вахтера, думаю, воспитывается у многих с детства.
Надо сказать, что к середине-концу 1980-х годов не только взрослое население Советского Союза, но даже дети не верили в «мировую обеду коммунизма» и очень цинично относились ко всем тогдашним советским обрядам. И не только комсомольцы тупо делали карьеру, но даже пионеры просто стебались надо всей принятой символикой. Например, на стендах со свежими номерами газеты «Пионерская правда» нас обычно интересовали не идеологические передовицы, а новости из творчества Наташи Королевой и продолжение очередного научно-фантастического романа Кира Булычева.
Также была популярна присказка по мотивам известного стихотворения: «Как повяжешь галстук, береги его, как захочешь кушать, поверни его, как захочешь грабить, подними его…». (Соответственно пионерский галстук, заимствованный все у тех же скаутов, поворачивался, превращаясь в подобие слюнявичка, а затем поднимался на лицо, как маска бандитов Дикого запада в США). Девочки по окончании смены традиционно расписывали друг другу галстуки номерами тогда еще домашних телефонов, хотя вряд ли кто-нибудь из них продолжал затем общение. И, конечно, знаменитая песенка «Взвейтесь кострами, синие ночи, мы – пионеры, дети рабочих…» была переиначена во всем известное «Взвейтесь кострами, бочки с бензином, мы поливаем их керосином…».
В перестроечное время большинство советских предприятий и организаций избавлялись от объектов социальной инфраструктуры, таких как ведомственные профилактории, санатории, пионерлагеря. Именно их мы сейчас и видим в качестве описанных в начале заметки классических заброшек. Однако коллектив «Зеленого шума» сумел зарегистрироваться в качестве автономной некоммерческой организации (АНО) и сохранить лагерь как базу для детского отдыха, действовавшую на коммерческой основе. Путевки туда стоили ни много – ни мало около 50 000 рублей за смену на ребенка.
Последняя смена в «Зеленом шуме» окончилась только осенью 2017 года. Дело в том, что летом 2016 года во время возвращения одного отряда из столовой при сильном порыве ветра на одного мальчика упало дерево. Он получил открытую травму головы, от которой и умер. Его мать так описала эту трагическую случайность (привожу полностью, так как она сама оставила данный комментарий в открытом доступе):
Как проводят время в оздоровительном лагере "Зеленый шум", 2014 год.
Диана Клецкова (Шалманова):
«Товарищи, вы знаете, но это мой сыночек. Это он там погиб. Ему было десять лет. Окончил только три класса. Они поехали в лагерь со старшим сыном. Я их туда отправляла уже второй раз. Старший сын шел в начале отряда, а младший в конце. Это ведь как раз период ураганов, сильный дождей и гроз был. Но что самое страшное это, что скорая приехала вообще пустая без каких-либо аппаратов. В этом году будет уже как пять лет нет нашего сыночка Никиты. А боль не утихает. Да, суд прошел, ей нельзя было три года занимать руководящие должности. Выплатила нам моральный и материальный ущерб. Помогла с похоронами. Мы сами из Москвы. А ведь самое печальное, что это произошло в первый день начала смены. Дети уехали 17 июля, а сыночек погиб 18 июля в 12 дня. Сутки почти прошли».
Трагедия в "Зеленом шуме". Июль 2016 года.
Здесь речь идет о бывшем директоре «Зеленого шума» - Шереметьевой А.В., при которой и произошла трагедия. На нее обрушилась масса проверок контролирующих органов, сумма штрафов от которых составила около 600 000 рублей. Более того, на директрису было заведено уголовное дело по статье «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших за собой смерть человека». Однако за недостаточностью доказательств и улик оно было вскоре закрыто. Коллектив «Зеленого шума» во главе с Шереметьевой А.В. перебрался в другой район, где открыл детский лагерь с другим названием.
Заброшенный лагерь "Зеленый шум". Отличный сохран и безнадёжность. Сентябрь 2020 года.
Конечно, сложная тема, но, как говорится, «дерьмо случается». Все помнят трагедию на карельском Сямозере на тамошней детской базе, где во время шторма из-за перевернувшейся лодки утонули несколько детей. (Инцидент произошел в июне того же 2016 года – именно тем летом действительно было много сильных ураганов). Не так широко известно, что в аквапарке «Ква-ква-парк» в подмосковных Мытищах, по недосмотру родителей и персонала, с интервалом в один год утонули два маленьких ребенка (2013-2014).
База отдыха заброшена. ТУТ ОСТАВИЛИ ВСЁ. Детский лагерь «Зеленый шум». Апрель 2021 года.
Да и в том же «Зеленом шуме» при мне в советское время была ситуация, когда при очередном заезде заигравшейся с друзьями пионерке так прищемили дверью палец, что она сразу же поехала на скорой в больницу. Но это же не повод полностью закрывать один из немногих отлично сохранившихся детских лагерей в ближнем Подмосковье и лишать детей возможности отличного отдыха на Оке. Кстати, рухнувший несколько лет назад от снежного наноса аквапарк в московском Ясеневе вот уже несколько лет, как заново открылся в новом качестве (Moreon) – я сам там был пару раз, и все отлично и безопасно.
Возвращение в «Зеленый шум». До сих пор сохран? Март 2021 года.
Впрочем, есть вероятность, что «Зеленый шум» еще откроется. В сентябре 2021 года одни из многих любителей полазить по его территории встретили местного депутата, который уверил их, что в ближайшее время планируется запуск котельной и ремонт в одном из корпусов. Территория будет находиться од круглосуточной охраной, так как в лагере все же потихоньку мародерствуют.
Погибший ребенок забрал лагерь «Зеленый шум» | Двойная трагедия Март 2021 года.
А через два года здесь должна вновь заработать полноценная детская база отдыха. К слову, автор данной заметки буквально в прошлом (2020) году побывал в одном из таких пионерлагерей вблизи Оки, который выкупил частный инвестор. Однако там обустроена усадьба-имение для личных целей. Но это уже совсем другая история.
Детский лагерь «Зеленый шум». Октябрь 2021 года.
Также на канале:
Знаменитой заброшки на Воробьевых горах больше нет
Абзетцеру пришел абзац: куда делся огромный немецкий экскаватор из Московской области?
Неужели Яндекс оплатит реставрацию легендарного Дворца пионеров?
Как псковичи в Серпухове настоящий замок построили и куда он потом делся?
Каменоломни на Оке зимой?.. Легко!
Расхитители гробниц: разрытые курганы вятичей на Оке
Старая Кашира vs Старшее Каширское городище
Что означает название Старой Каширы?
Кто жил в России до русских? Или что делали венгры на Оке?
Особенности национального туризма в России: в Калужскую область на Оку
Как жил дореволюционный "бизнес" в Калуге?
Таруса - лучшее место для самоизоляции московской интеллигенции