Люди живут и оставляют после себя память. Но жизнь человека коротка и когда-то все равно он уходит с земли. Поэтому стоит позаботиться и о последнем приюте.
Вот и Петр при своей жизни решил воздвигнуть усыпальницу для царских особ. И, в частности, для себя. Знаменитый Архангельский собор Московского Кремля уже не годился. Ведь Петр твердо решил сместить столицу на Западные рубежи и хоронить в Москве означало сдаться и отступить.
В Петропавловском соборе он и похоронил своих детей. Его надежду на продолжение рода и императорской династии.
Здесь похоронен и сам император Петр и его потомки. Прямые или косвенные.
До Заячьего острова и императорской гробницы добраться было непросто.
Когда центр Петербурга переместился в привычную нам часть суши, был отстроен Зимний, Невский проспект и все остальные помпезные строения великолепного города, Заячий остров стал если не богом забытым уголком, то по крайней мере, некой провинцией. Мостов через Неву не существовало.
В своих заметках я много раз рассказывала, почему широкие реки и заливы являлись настоящими водными преградами. В шторм, ветер и тем более ледоход, переправа на лодках и кораблях затруднительна или невозможна. А построить мост при большой глубине реки и без спец техники невозможно тоже. Но люди упорно строили свои города на широких реках и проливах. Потому что вода - это жизнь.
Вот и были напрочь разделены широким Дунаем Буда и Пешт. Или Стамбул.
Так же было и в Питере. Построенный как Венеция на островах, он предельно романтичен и его крайне трудно взять противнику. Только в Венеции 118 островов, а в Петербурге 33.
Но Нева, впадающая в Финский залив, очень широка, а когда ветер дует со стороны залива, случаются наводнения, которые в прошлом носили катастрофический характер.
И вот собор-усыпальница был отделен от основной части Петербурга широкой рекой.
Однако императорская династия, поразмышляв немного на тему переноса гробницы, решила все оставить так, как задумал Петр.
Первый мост через Неву был построен, без сомнения, при Николае I, поскольку, он был отцом технической модернизации России.
Назывался мост Благовещенским. После смерти Николая, был переименован в Николаевский. А после революции в мост лейтенанта Шмидта.
А в Петропавловском соборе продолжали хоронить. И добирались туда без всяких мостов.
И в любую погоду. Смерть ведь не выбирает времени года.
При появлении похоронной процессии, пушки крепости давали непрерывные залпы.
Однажды через Петербург прошла необычная процессия. Павел I, вступивший все же на престол после кончины матери Екатерины II, первым делом приказал эксгумировать останки своего отца Петра III, вызвал поклониться им его уже престарелым предполагаемым убийцам и захоронил останки отца с невероятными почестями. А далее скромно следовал гроб матери Екатерины. И выглядело так, словно хоронят не правящую на протяжении 36 лет императрицу, а императора и его жену.
Все, кто спешит возмущаться по этому поводу, должны помнить, что Екатерина не просто изменяла мужу и рожала детей вне брака, но и устроила против него заговор, когда ему такое поведение жены надоело и он начал разговоры о разводе. Отстраненный император вскоре был убит. А Екатерина, отменив все его указы, вскоре вынуждена была выпустить большинство из них вновь, но уже под своим именем, настолько они были своевременны.
Например, создание Гос банка и выпуск бумажных денег. Многие реформы Петра III, например, подготовка отмены крепостного права, Екатерина так и не решилась осуществить. Написав своему другу Вольтеру во Франции, что это преждевременно. Иногда я думаю, то это и сейчас было бы преждевременным.
Ну, а другие указы Петра III, например, о запрете вмешиваться в личную жизнь, отмена телесных наказаний и свобода вероисповедания, были вполне уместны.
Как и указ о защите лесов, свободе внешней торговли, создание экономического ведомства (которого в России второй половины 18 века еще не было!), и запрет тайного сыска. Последнее его как раз и погубило. Иначе он бы знал о заговоре заранее.
Недаром, у Петра III было рекордное количество подражателей - самозванцев, называющих себя его именем. Самыми известными из которых был Пугачев, а также Стефан Малый – царь Черногории, очень, кстати, успешней. И проводивший вполне аналогичные реформы.
Императорская усыпальница видела многое.
В нее врывались революционные орды и срывали золотые покрытия.
Она была закрыта и захоронения в ней, разумеется, не происходили.
Но на волне перестройки, впервые, после многих лет перерыва, там был похоронен Великий Князь Владимир Кириллович, которому не повезло родиться в 1917 (!) году, но повезло (?) остаться в живых, проведя всю жизнь в эмиграции.
#Питер, #Петербург #Санкт_Петербург, #Петропавловская_крепость