Предыстория
Несколько раз за день увидела сегодня рекламу, навязчиво призывающую взять кредит на развитие бизнеса, и вспомнила одну очень печальную историю. Надеюсь, что прочитав её, начинающие предприниматели прежде чем нырнуть в омут с головой, постараются всё тщательно просчитать и взвесить.
Для меня она началась в конце 2013 года, когда в магазине моей сестры, присматривать за которым мне пришлось, пока она отсутствовала, дела на фоне общего кризиса стали настолько безрадостны, что пришлось подумать о смене места дислокации, с целью уменьшения арендных платежей.
Мы паковали вещи, когда на пороге появился молодой человек, лет двадцати пяти, с просьбой взять на реализацию товар из его закрывшегося магазина фирменной одежды.
С таким предложением к нам обращались не впервые. Тому способствовала специфика точки - мы продавали сток.
Cток произошло от английского stock, которое в свою очередь переводиться, как «запас» или «хранить на складе». То есть, магазин стока – это магазин, который торгует товарными остатками.
Барть товар на реализацию было удобно - не требовалось изыскивать средства на его закупку, а потому, если он соответствовал концепции магазина по качеству и цене, мы не единожды помогали со сбытом тем, кто не подрассчитал силы и вынужден был закрыть торговую точку. Но никогда истории с разорением бизнеса не заканчивались так трагично, как в этот раз.
Начало конца
Дело в том, что Павел повелся на рекламу кредита для открытия бизнеса, обещавшую манну небесную вместе с золотыми горами, и взяв в банке пять миллионов рублей, купил франшизу и первую партию товара. Однако, по неопытности не все учел при расчете суммы кредита.
Кроме кредитных средств, пришлось занимать с миру по нитке на аренду торгового зала, его оборудование, изготовление вывески. А условия контракта к тому же диктовали определенные требования к помещению и его оформлению. На стартовую рекламную кампанию занимать уже было не у кого, пришлось положиться на удачу.
Однако, удача отвернулась от парня. К тому же, хитромудрые партнеры подсунули неопытному торговцу малоликвидный товар маленьких размеров, по всей видимости ходовые оставив себе, и несмотря на то, что магазин расположился в центре города и какая-никакая проходимость обеспечивалась даже без рекламы, большинству покупателей понравившиеся вещи были элементарно малы.
Выручек не наскребалось даже на аренду, а кредиторы начали волноваться. В итоге магазин просуществовал менее квартала. А горе-бизнесмен остался с просроченными платежами по кредиту и с долгами перед друзьями-приятелями и перед арендодателем.
Паша раскидал товар по нескольким торговым точкам под реализацию по своей цене, лишь бы вернуть затраченные средства. Но за несколько месяцев почти ничего не продалось и вернулось к владельцу. Никто не хотел занимать торговые площади неходовым товаром.
Пришлось оставить надежду вернуть своё
Мы же не могли вывесить в зал товар за цену бОльшую, чем та, на которую рассчитывали покупатели стока. К тому же, наши продавцы получали, кроме основной зарплаты, процент с продаж и это тоже надо было учитывать, как и наш интерес. То есть, даже при удачном стечении обстоятельств, вернуть мы могли лишь сумму раза в три ниже той, в которую товар обошелся парню.
Поскольку положение было безвыходным - дорогие фирменные вещи рисковали сгнить в гараже приятеля, он пошёл на такие условия. А мы как раз, по поводу переезда, вложились в теле рекламу, чтобы наработанные постоянные покупатели не потеряли магазин. По местному ТВ продемонстрировали на моделях пашины одежду и обувь, и тем самым обеспечили определенный трафик.
Первое время по рекламе хорошо шли субтильные студенты, мамы приводили старших школьников и фирма по стоковым ценам раскупалась довольно бойко. Павел ежедневно забирал свою, довольно таки приличную, долю выручки.
К тому времени у него уже ушла за долги физическим лицам квартира. С супругой, двумя маленькими детьми и тёщей семья ютилась в общаге. Банковский кредит с просроченными платежами обрастал штрафными санкциями. Но вместо того, чтобы как-то начать решать дела, например, путем процедуры банкротства, парень, окруженный невесть откуда взявшимися приживалами, почуявшими запах денег, стал на эти деньги кутить.
Несколько раз он приходил в таком развесёлом состоянии, что девчонки не рисковали отдавать ему выручку. Но протрезвев, он забирал свои тугрики и на них снова гулеванил. А удельный объем его товара среди прочего становился, тем временем, все меньше. Одновременно уменьшалась и его доля выручки.
По мере уменьшения получаемых сумм, и теперь уже даже не каждый день, отвалились и друзья-собутыльники. Дело кончилось тем, что в собственный день рождения, Паша добровольно покинул наш мир. Правда, ему хватило смекалки предварительно оформить с супругой развод, чтобы ей не пришлось унаследовать долги.
Эпилог
Еще несколько лет после этого мы периодически передавали бывшей жене Павла те крохи, которые иногда выручали с остатков его товара. А когда закрывали свой магазин отдали ей пару коробок совсем уж зависевшихся - не ушедших даже с распродаж одежек, которые женщина просто передала в "Красный крест".
Спасибо, что дочитали. Всем добра!
Возможно вам будет интересна статья моей сестры о том, как она стала хозяйкой магазина и цикл публикаций об этом магазине на моём канале:
#истории из жизни #рассказы #бизнес #торговля #общество