Найти тему
Миллиард Татар

День народного единства: чему учит история Смутного времени в Поволжье

«Есть несколько причин, по которым казанская история Смуты остается маргинальной. И связано это в первую очередь с желанием видеть в истории красивую и удобную картинку, а не повод извлекать уроки», - считает постоянный автор «Миллиард.Татар», историк, краевед, автор телеграм-канала «Царь Казанский» Марк Шишкин. В своей колонке, написанной для «Миллиард.Татар», он рассуждает о том, почему Смутное время в Среднем Поволжье могло бы стать «хрестоматией ценных управленческих кейсов».

Праздник с задачей - сближать разные народы

4 ноября Россия празднует День народного единства, когда вспоминается преодоление Смутного времени в 1612 году. В число обязательных смыслов праздника входят многонациональность, культурное и религиозное разнообразие страны. Неслучайно инициатором нового праздника был Межрелигиозный совет России. И неслучайно об этом постоянно говорит Владимир Путин.

«Среди тех, кто поднялся против внутренних распрей и унижения своей страны, были представители разных национальностей и вероисповеданий. Они были едины в борьбе с иноземными захватчиками, с вероломством и предательством и потому победили, восстановили целостность державы и сильную власть, спасли, сберегли Отечество», – сказал президент Российской Федерации, обращаясь к представителям религиозных конфессий в 2020 году.


Фото: Владимир Васильев
Фото: Владимир Васильев

«Многие в нашей стране, когда этот праздник воссоздавали, и я в том числе, тогда думали: это еще что такое, это зачем, что у нас, праздников мало, что ли, чтобы за столом посидеть, отметить, встретиться с друзьями? Но теперь я отчетливо осознаю и прекрасно понимаю, что такой праздник нам нужен. Потому что очень важно для любой страны, для любого народа – и для такой сложной и многообразной страны, как Россия, с ее многонациональным, многоконфессиональным составом – остановиться раз в году, вспомнить, что и когда с нами было, что и когда с нами происходило, что связано с нашими победами и триумфами, а что – с поражениями и трагедиями», – сказал Путин в 2015 году.

Зачем потребовалось изобретать татарское происхождение Минина

Однако не является ли чересчур вольным историческим допущением относить к 1612 году такое многообразие России, какое у нас есть сейчас? Ведь сама Россия была тогда гораздо меньше, чем теперь. В начале XVII века русские первопроходцы только-только вышли к берегам Енисея. В составе ополчения, освобождавшего Москву, были татарские отряды, а с ними и другие народы Волго-Уральского региона. Но точно не было ни якутов, ни калмыков, ни бурятов и множества других народов нашей страны.

Основной движущей силой ополчения были полки служилых людей, сформированные верхневолжскими городами, и казачество, которое находилось с дворянами и горожанами в довольно сложных отношениях. По призыву патриарха Гермогена русские люди поднялись в защиту своей православной религии, поскольку вполне справедливо видели в Польско-Литовском государстве агента влияния католической церкви. Ради этой религиозной цели они сумели преодолеть взаимную вражду и самоорганизоваться в ситуации, когда государство рухнуло. Русским православным жителям Казани и Татарстана, безусловно, должно быть приятно, что всероссийский праздник приходится на осенний день Казанской иконы, а Гермоген – выходец из Казани. Но при чем здесь татары и другие народы России?


Пётр Геллер. Патриарх Ермоген отказывается подписывать грамоту о роспуске ополчения. Конец XIX — начало XX века. Источник: wikipedia.org
Пётр Геллер. Патриарх Ермоген отказывается подписывать грамоту о роспуске ополчения. Конец XIX — начало XX века. Источник: wikipedia.org

Видимо, чувствуя эту несостыковку, на первых порах празднования Дня народного единства пытались вбросить версию о татарском происхождении Кузьмы Минина. Кто-то даже успел эту версию усвоить, но, поскольку она не имеет никаких оснований в источниках и историографии, серьезного отношения к ней как не было, так и нет.

Но действительно ли многонациональный смысл Дня народного единства такой уж надуманный? Спускаясь с общегосударственного уровня на региональный, можно понять, что это не так.

Народы России как субъекты противостояния XVII века

Самый характерный пример успешной героизации нерусских деятелей Смутного времени можно наблюдать в Мордовии, где с давних времен чтут память Баюша Разгильдеева и его воинов, успешно отразивших набег ногайцев в 1612 году. Ногайская Орда в начале XVII века находилась в состоянии кризиса, но, пользуясь ослаблением России, вела довольно интенсивные набеги. Пограничные мордовские земли, как обычно, страдали от набегов больше всего. Победа Баюша Разгильдеева и освобождение 7 тысяч пленных были известны в то время далеко за пределами Мордовии. Лидеры первого и второго ополчений Дмитрий Трубецкой и Дмитрий Пожарский пожаловали Баюша княжеским титулом, и их решение затем подтвердил Михаил Романов.

Но ведь ногайцы – такой же народ России, как и мокшане с эрзянами. Получается, что и здесь речь о войне одного российского народа с другим. Больше того, о происхождении Баюша Разгильдеева ведется давний спор. Разные исследователи выдвигают свои версии относительно того, татарин был Баюш или мордвин.

Действительным примером преодоления междоусобицы и установления мира между разными народами является история Среднего Поволжья, включая территорию современных Татарстана, Чувашии, Марий Эл и Кировской области. С 1608 по 1610 годы, пока власть в России делили Москва во главе с Василием Шуйским и Тушинский лагерь во главе с Лжедмитрием II, у нас шла настоящая «война всех против всех». На принадлежность к одному из двух лагерей большой гражданской войны накладывались национальные, сословные и региональные претензии.

При этом невозможно назвать войну в Поволжье восстанием нерусских народов против русских, завоевавших Казанское ханство за полвека до этого. Да и классовым восстанием, согласно советской методологии, эта война была лишь отчасти. На стороне Лжедмитрия II сражались татары-мишари, мордва, горные марийцы, чуваши, русские дворяне и стрельцы из Касимова, Арзамаса, Алатыря, Курмыша и Ядрина. На стороне Василия Шуйского были казанские татары, луговые марийцы, удмурты и русские из Казани, Свияжска и Лаишева.

Исчезновение двух альтернативных центров власти в центральной России завело войну в Поволжье в тупик. После насильственного пострижения в монахи Василия Шуйского Казань не присягнула польскому королевичу Владиславу, хотя грамота с этим приказом была отправлена главой «Семибоярщины» Федором Мстиславским 30 августа 1610 года. Интересно, что для татар, чувашей, марийцев и удмуртов грамоты о новом предполагаемом главе государства были написаны «татарским письмом».


«Войско Болотникова под Москвой», Эрнест Лисснер. Источник: wikipedia.org
«Войско Болотникова под Москвой», Эрнест Лисснер. Источник: wikipedia.org

В январе 1611 года в Казани получили известия о том, что в Москве установился оккупационный режим «литовских людей», а жизнь хорошо знакомого казанцам патриарха Гермогена подвергается опасности. Реакцией на эти сообщения стала присяга Казани, а за ней и Вятки, единственному на тот момент местному сюзерену – Лжедмитрию II. Формального повода продолжать войну с тушинцами не осталось, и вслед за этим ожесточенная конфронтация сошла на нет.

Правда, вскоре выяснилось, что «государь царь и великий князь Дмитрий Иванович» уже почти месяц как убит крещеным ногайским князем Петром Урусовым. Сменить одну монархическую легитимность на другую не получилось. Пришлось искать новые формы.

Общественный договор между русскими и народами бывшего Казанского ханства

Завоеванное Иваном IV Среднее Поволжье было своеобразным управленческим полигоном, откуда жесткая вертикаль власти в форме воеводского управления распространилась на остальную Россию. Самоуправления и выборных начал после 1552 года здесь было значительно меньше, чем старых уездах Московской Руси. Военно-административная власть принадлежала присылаемым из Москвы воеводам (в период Смуты это Василий Морозов и Богдан Бельский). Управленческим аппаратом и хозяйственными вопросами заведовали присылаемые из Москвы дьяки (с 1606 года Никанор Шульгин и Степан Дичков). Завоеванные народы были встроены в эту административную пирамиду.

Но эта система уже не могла работать в период Междуцарствия с 1611 по 1613 годы, когда в Среднем Поволжье наконец-то прекратилась разорительная междоусобная война. Казанские воеводы и дьяки начинают действовать от лица всех этнических и социальных групп региона. На них они ссылаются, когда ведут переписку с другими городами и вступают в переговоры с ополчениями, которые теперь претендуют быть властью помимо оккупированной Москвы.

«Пермския земли старостам и целовальникам и посадским и всяким Пермския земли жилецким людем, Василий Морозов, Никонор Шулгин, Степан Дичков, и головы, и дворяня, и дети боярские, и сотники стрелецкие, и стрельцы, и пушкари, и затинщики (т.е. служащие гарнизонной артиллерии), и всякие служилые и жилецкие люди, и князи, и мурзы, и служилые новокрещены, и татаровя, и чуваша, и черемиса, и вотяки, и всякие люди Казанского государства, челом бьют» - так было подписано письмо 11 июня 1611 года в Пермь с призывом присоединяться к войскам Первого ополчения.


Князь Михаил Скопин-Шуйский встречает шведского воеводу Делагарди близ Новгорода. Источник: wikipedia.org
Князь Михаил Скопин-Шуйский встречает шведского воеводу Делагарди близ Новгорода. Источник: wikipedia.org

В свою очередь лидер Первого ополчения рязанец Прокопий Ляпунов, отправляя свое послание «в великое государьство Казанское», также упоминал в числе адресатов татар, чувашей и марийцев. Татар, чувашей, марийцев и удмуртов в числе своих казанских адресатов указывал и архимандрит Троице-Сергиевой лавры Дионисий.

И особенно ярко и патетично идея общественного договора между народами бывшего Казанского ханства звучит в письме казанцев в Пермь, где сообщается об убийстве казаками Прокопия Ляпунова и предлагается способ сохранения мира в условиях нового вакуума власти.

«И митрополит, и мы, и всякие люди Казанского государьства, и князи, и мурзы, и татаровя, и чюваша, и черемиса, и вотяки, сослалися с Нижним Новымгородом и со всеми городы поволскими, и с горными, и луговыми, и с горными и с луговыми тотары, и с луговою черемисою, на том, что нам быти всем в совете и в соединение и за Московское и за Казанское государьство стояти, и друг друга не побивати, и не грабити, и дурна ни над кем не учинити» – звучит как настоящая конституция разноплеменного региона.

Формулировкам документов соответствовало соотношение военных сил. В период 1608-1610 годов служилые и ясачные люди собирались в отряды, чтобы воевать с соседними областями. Теперь они собираются, чтобы участвовать в общегосударственном деле. Многонациональными, пусть это слово и анахронизм для XVII века, были все казанские рати Смутного времени. Таким было войско, которое пришло на соединение со Вторым ополчением в Ярославль. И свияжская рать под командованием Ивана Чиркина и князя Аклыча Тугушева, которая нанесла поражение мятежному атаману Ивану Заруцкому в конце 1612 – начале 1613 годов. И большое казанское войско, которое, стоя в Арзамасе зимой-весной 1613 года, обеспечивало безопасность Земского собора от того же Заруцкого.

Почему же об этой истории почти никто не говорит 4 ноября?

Что не поделили Москва и Казань в 1612 году

Есть несколько причин, по которым казанская история Смуты остается маргинальной. И связано это в первую очередь с желанием видеть в истории красивую и удобную картинку, а не повод извлекать уроки. Все гражданские войны – это исторические моменты, где нет «белых и пушистых». Поэтому распределение ролей правых и виноватых после таких катаклизмов всегда грешит тенденциозностью. В ХIХ столетии потребовался недюжинный талант историка Ивана Егоровича Забелина, чтобы обелить от исторической напраслины Минина и Пожарского – тех, кого затем будут считать героями без страха и упрека. Для казанских деятелей Смуты своего Забелина не нашлось.

Еще в 1611 году, когда было принято решение присягать Лжедмитрию II (против которого Казань воевала три года), казанские воеводы и дьяки – Морозов, Бельский, Шульгин и Дичков – фактически провозгласили себя единственной законной властью в Казанском уезде и Вятской земле. И имели на то полное право, ведь у них было законное назначение на эти посты, а легитимной суверенной власти в Москве в это время не было. После убийства Прокопия Ляпунова казаками это положение было подкреплено установкой: «И воевод, и дьяков, и голов, и всяких приказных людей, в городы не пущати, и прежних не переменяти, бытии всем по прежнему». И на это у казанских властей было полное правовое и нравственное основание, ведь после убийства Ляпунова на верховную власть претендовали самозванцы в лице сына Марины Мнишек и Лжедмитрия III.

Казань с первых дней выступала партнером Нижнего Новгорода в формировании Второго ополчения и оказывала давление на соседние города (Арзамас и Курмыш), которые не спешили примкнуть к движению Минина и Пожарского. Поэтому имела все основания рассчитывать на достойное представительство в Совете всея земли, который был сформирован в Ярославле как временное правительство. Не получив желаемого, большая часть казанской рати покинула Ярославль.


Боярин Шереметев сдаёт сохранённые им царские сокровища, Александр Земцов. Источник: wikipedia.org
Боярин Шереметев сдаёт сохранённые им царские сокровища, Александр Земцов. Источник: wikipedia.org

Но даже после вынужденного разрыва со Вторым ополчением, Казань не сжигала всех мостов. Оставаясь верной своим политическим установкам, и стремясь сохранить особые лидерские позиции в отношении соседних областей, Казань выступает союзником нового московского правительства, когда ему угрожали казачьи войска Ивана Заруцкого. Дьяк Никанор Шульгин, ставший на тот момент правителем Казани, в московских грамотах 1613 года начинает именоваться по отчеству – «Михайловичем» и, вероятно, признается воеводой. В марте 1613 года под Арзамасом, согласно данным «Дворцовых разрядов» состоялась присяга казанских войск царю Михаилу Романову, а затем отправка представителей Казанского государства в Москву на Земский собор. В числе этих представителей, разумеется, были «и князи, и мурзы, и татаровя». Странности начинаются дальше…

Увы, большая часть текстов, написанных о Смутном времени в Казани, основывается не на современных событиям источниках, а на данных «Нового летописца», составленного двадцатью годами позже. Еще дальше «Нового летописца» пошел наш краевед Николай Павлович Загоскин, который описывал события в Среднем Поволжье едким саркастическим языком, как чреду каких-то недоразумений. Хотя в ХХ веке были найдены совершенно новые источники по истории казанской Смуты, до сих пор из публикации в публикацию кочуют хлесткие формулировки Загоскина о «хитром и пронырливом» дьяке Шульгине и его «авантюре», которая заключалась в сепаратизме и непризнании Михаила Романова.

Никанор Михайлович Шульгин, безусловно, входит в числе самых ярких «региональных тяжеловесов» российской политической истории. Однако там, где принято видеть его «авантюризм», легко прочитывается философия легитимности, сформировавшаяся в критический момент. Ситуация, когда после обрушения государства два новых суверенных игрока будут вести друг с другом сложную политическую игру, еще повторится в отношениях Казани и Москвы.

Для Шульгина эта игра закончится арестом под Свияжском весной 1613 года. Но даже тот факт, что Никанор Михайлович через пять лет продолжит службу в Сибири, а фамилия его потомков будет звучать до границ Империи Цин, говорит о том, что проиграв, правитель Казани не стал для своих современников злодеем или маргиналом.

Главный и трагический парадокс Смуты в Среднем Поволжье

Второй урок из истории Смуты в Среднем Поволжье и еще одна причина, по которой эту историю не стали делать парадной, имеет трагический оттенок.


«Изгнание поляков из Кремля Пожарским» Эрнест Лисснер. ​​​​​​Источник: wikipedia.org
«Изгнание поляков из Кремля Пожарским» Эрнест Лисснер. ​​​​​​Источник: wikipedia.org

После ареста Никанора Шульгина и его сторонников, полностью вернувшись в «правовое поле», Среднее Поволжье пережило жестокую войну между русскими и нерусскими. В Казань вернулось воеводское управление. Формы общественного договора между разными народами были отброшены в сторону. На все народы легло налоговое бремя и военная повинность, ведь воцарение Михаила Федоровича еще не означало прекращение гражданской войны и противостояния с Польшей и Швецией. Взрыв произошел в 1615 году, когда начался сбор чрезвычайного налога – «пятой деньги», то есть 20% с недвижимого имущества и доходов. Мобилизованные на войну с польскими отрядами Лисовского, служилые татары и другие народы Поволжья покинули театр боевых действий. Вернувшись домой, они начали войну за право не быть ограбленными во время службы на чужбине. Еналеевское восстание, названное по имени предводителя – Җангали, было быстро и жестоко подавлено, но память о сожженных русских селениях осталась на десятилетия.

Без верховной власти народы Поволжья смогли найти баланс между собой, а после ее восстановления и грубого вмешательства – вернулись к войне. Если бы триумфализм в нашей публичной истории уравновешивался рациональным мышлением, это был бы один из интереснейших сюжетов. Если бы патриотическое воспитание заключалось не в возбуждении чувств гордости и превосходства, а в обучении тому, как управлять большой страной и как сделать ее долговечной, история Смутного времени в Среднем Поволжье была бы хрестоматией ценных управленческих кейсов. Очевидно, что пока это не так. Но никто не мешает нам вкладывать в официальный День народного единства наши собственные смыслы и выстраданный опыт нашей родной земли.

Подробнее: https://milliard.tatar/news/den-narodnogo-edinstva-cemu-ucit-istoriya-smutnogo-vremeni-v-povolze-1100