Я давно уже боюсь ходить в театр.
Оставались три оплота, куда направляла дочь. Мастерская Петра Фоменко и "Ленком". Последний после того, как дочь заболела, пошла подруга и сбежала в ужасе с богомоловского "Бориса Годунова", а потом-таки дочь сходила на "Юнону и "Авось", которую гоняли в театре Эстрады, и тоже ушла: "Это же голимая халтура!" - мы вычеркнули из приемлемых адресов.
В Малом театре она посмотрела "Ревизор" вместе со своей учительницей литературы. Они пошли вдвоем, потому что больше никто из класса не захотел или не смог. Никогда не забуду этого поступка Елене Владимировне. А дочь, дитя нового века, вспоминает совершенно классический без современных выкрутасов спектакль до сих пор с совершенным восторгом.
Не вызвал у нее отторжения и спектакль "Война и мир. Начало романа", который она успела посмотреть еще при жизни Петра Фоменко.
К теме Отечественной войны 1812 года лично отношусь с большим трепетом. В МГУ выбрала факультатив "Прижизненная критика романа "Война и мир", и он был фееричен, поскольку там мы столько копий сломали в жарких спорах вокруг истории романа, источников Толстого, мнений современников, еще живых свидетелей событий! С тех пор продолжаю следить за развитием темы, изучать, думать...
А когда недавно читала материалы о семье Тучковых, о судьбе потрясающей молодой вдовы Александра Тучкова-Четвертого Маргарите, буквально слезами облилась. Думаю, мы до сих пор не прочувствовали, не узнали, не оценили, да просто не поняли того внутреннего двигателя подвига, на который пошли совершенно молодые люди, принявшие смерть за Отчизну на поле боя.
Крошечную толику архивных материалов я привела тогда в статье Насколько коротка наша память.
До сих пор живу яркими воспоминаниями о том, что тогда. к стыду своему, узнала впервые. Буду кидать ссылку, пока вы не найдете времени прочесть.
Настало время открытия театральных сезонов. И снова - только страх и ужас. По кому еще пройдутся сапогами нынешние экспериментаторы?
Уже начиталась про то, как глумится над Островским в Театре наций Богомолов. Наткнулась на сообщения из театра Вахтангова. Нынче там юбилейный год - столетие! Праздник!
Читаю восторги в ожидании премьеры.
Журнал Э-Вести:
Главная «вахтанговская» постановка, которой ждёт вся театральная Москва и за которой следит вся Россия — это «Война и мир» по Л.Н. Толстому. Художественный руководитель театра — Римас Туминас, готовится поразить зрителя красотой русской литературы, вернуть на сцену её главного героя — русского человека, а в наши души — гармонию русской духовности, которую стремится поколебать нынешняя жизнь.
Жизнь в России, впрочем, никогда не была лёгкой. Отечественная война 1812 года, о которой идёт речь в «Войне и мире», принесла русским людям много горя и завершилась победой только благодаря самоотверженности народа, его любви к отчизне. В произведении писатель-реалист искал правду о тех годах, а Римас Туминас доносит её до современников, ничего не скрывая.
Какую же правду нашел Туминас? Интересно.
А слово "Отчизна" с маленькой буквы в связи с чем культурное издание написало?
"Московская правда" дала несколько цитат режиссера со сбора труппы:
- Нам всем надо вернуть смысл театра. Время набирать и собирать разбитые зеркала веры и стремиться к чему-то другому. Хочется диалога, а не показа достижений на экранах.
- Когда я после операции жил в темноте, в темной комнате, где была только одна синяя точка, означающая, что там туалет, а потом вернулся в Москву, то при свете увидел спектакли, которые мне пришлось снять
- «Война и мир» (..). Бородино, Кутузов, проигрыш там. А сколько погибло людей в Москве, где были грабежи, насилие. Говорят, что схитрили, отдав Москву. Да, схитрили, но какой ценой? Мы в спектакле сконцентрируемся на семьях — одной и второй. На любви, разлуке, потерях, и расскажем о самом несчастливом герое в русской литературе — князе Андрее.
А мы ведь еще какой ценой Ленинград удержали. Хотя будь на месте военных стратегов театральные режиссеры, может, всё пошло бы по другому сценарию. Они бы лучше готовили страну к нападениям. Выдвигали бы на должности лучших. Честных и знающих, не что некоторые...
Онлайн журнал "Театрал":
Именно Андрею Болконскому он (Туминас) вкладывает размышления о том, что мы обмануты. Это главная тема. Тотальный обман, на котором все зиждется, начиная с повседневной жизни. Круговая порука обмана, которую театр, по словам Туминаса, «должен взрывать и вести к чистоте».
Статья, кстати, называется "Мы обмануты: главную тему "Войны и мира" Туминас отдал князю Андрею".
"Новая газета" цитирует реплики Туминаса во время репетиций, любезно предоставленные сотрудницей театра:
- Кутузов мафиози, вор, коррупционер. Самый жестокий человек. Сколько жертв было на его пути, пока он добрался до власти. Это не Сталин, это Берия! С Александром проще — он слабый. Это ваши миры, об этом нужно думать.
- Всех этих, которые ставят «по мотивам», которые обожают себя и ставят про себя, всех их хочу шарахнуть «Войной и миром».
Комментировать это я не хочу и не буду. Пусть мои тяжелые мысли пока останутся со мной. Процитирую только на прощание сообщение Туминаса о том, как отпразднует столетие театр, который для меня всегда был олицетворением радости, солнца, смелой импровизации - театром незабываемой "Принцессы Турандот"
Римас Туминас:
«Что будет 13 ноября, в юбилей? Ничего. День тишины. День памяти. Притушен свет. Открыта коробка сцены, и оттуда будут слышны голоса ушедших, как на поврежденной временем пленке. Голоса из того мира. Театр будет открыт весь день».
Память это прекрасно. Но почему-то я вижу в таком решении аналог 22 июня. Скорбеть по утраченному будут? Почему-то я не уверена, что это понравилось бы тем, кто строил мир Вахтанговского театра и видел его, кажется, несколько иным. Нес радость, забывая о собственной боли, которая, мне представляется, сегодня выставляется авторами постановок напоказ.