Найти тему

Задача или просьба со стороны руководителя: в чём разница, и как это работает

Оглавление

На днях стартовал новый поток одного из онлайн-курсов для руководителей. Начинаем мы традиционно (как я начинаю и многие живые тренинги там, где раньше никого не учила) с постановки задачи как с базового алгоритма для руководителей.

И вот каждый раз упираемся в то, что у ряда руководителей задачи очень напоминают просьбы. Уговоры. Мольбы.

По каким основным признакам я это вижу:

  • Неуверенные (просящие, виноватые) интонации
  • Много запросов разрешения (Можно попрошу? Можете так сделать?)
  • Много сослагательного наклонения (Мне бы... Вам бы...)
  • Присоединение к сотруднику через обозначение негативных черт задачи (Сложно, да? Не получится, да? Слишком маленький срок?)
  • Попытки насыпать большое количество "плюшек", пусть даже и виртуальных (А я вам вот так... А потом я... А если вы... то я...)

На выходе - скепсис сотрудника, размышления, делать или не делать, а то и манипуляции и саботаж.

Откуда берутся излишние просьбы в ненужных местах:

  • от неопытности руководителя и/или его молодости в сравнении с сотрудниками,
  • от желания быть хорошим для всех (страха обидеть),
  • от личной мягкости,
  • от недостаточно развитых коммуникативных навыков (неумения твёрдо формулировать свои требования).

Значит ли это, что руководитель не может просить?

Абсолютно нет.

В целом ряде ситуаций руководителю имеет смысл именно просить, а иногда - и только просить (конечно, желательно без сильного перекоса в позицию "снизу").

  • Например, когда ему нечего предложить сотруднику в качестве мотивации.
  • Или когда это глубоко непрофильная задача для сотрудника.
  • Или когда сотруднику нужно задействовать массу своих личных ресурсов (времени, нервов и пр.).
  • Когда это не рабочая задача, а личная история руководителя.
  • И в целом ряде других ситуаций.

НО!

Важный момент, который нужно понимать руководителю:

Просьба предполагает равновероятное согласие и отказ!

То есть просьба - что-то совершенно необязательное. И сотрудник (будь он хоть трижды подчинённым вам по иерархии) имеет полное право не согласиться выполнять просьбу. И именно он решает, делать или не делать. А если делает, то добровольно.

Потому что в ситуации просьбы руководитель - не руководитель (коллега, знакомый, проситель, кто угодно, но не руководитель).

Постановка задачи предполагает, что сотрудник идёт и делает.

Говоря образно, задача - нечто безапелляционное. По сути, это про приказ, который можно обсуждать в плане путей решения или ресурсов, предлагать свои идеи по её упрощению или усилению результата (впрочем, у некоторых руководителей нельзя, хотя это не слишком конструктивно), но сделать - обязательно!

И именно при постановке задачи руководитель - руководитель.

Поэтому если у вас есть иллюзия, что я "не прикажу, а попрошу - и это точно сработает", и если вы уговариваете и мягко просите вместо чёткого обозначения, что это нужно сделать, - имейте в виду: вы гораздо больше рискуете уронить свой управленческий авторитет, чем получить выполнение задач!

_______________________

Кстати, напомню про хорошую статью в этом же направлении "9 пунктов, которые руководителю стоит убрать из речи. Психолингвистика в управлении подчинёнными" (одна из первых, которая "выстрелила" в канале - 17 тысяч дочитываний)

Ещё статьи для руководителей про управление сотрудниками здесь

А ещё можно подписаться на канал

Как всегда, машу руками) Фото с недавнего открытого выступления, что случается крайне редко.
Как всегда, машу руками) Фото с недавнего открытого выступления, что случается крайне редко.