На днях стартовал новый поток одного из онлайн-курсов для руководителей. Начинаем мы традиционно (как я начинаю и многие живые тренинги там, где раньше никого не учила) с постановки задачи как с базового алгоритма для руководителей.
И вот каждый раз упираемся в то, что у ряда руководителей задачи очень напоминают просьбы. Уговоры. Мольбы.
По каким основным признакам я это вижу:
- Неуверенные (просящие, виноватые) интонации
- Много запросов разрешения (Можно попрошу? Можете так сделать?)
- Много сослагательного наклонения (Мне бы... Вам бы...)
- Присоединение к сотруднику через обозначение негативных черт задачи (Сложно, да? Не получится, да? Слишком маленький срок?)
- Попытки насыпать большое количество "плюшек", пусть даже и виртуальных (А я вам вот так... А потом я... А если вы... то я...)
На выходе - скепсис сотрудника, размышления, делать или не делать, а то и манипуляции и саботаж.
Откуда берутся излишние просьбы в ненужных местах:
- от неопытности руководителя и/или его молодости в сравнении с сотрудниками,
- от желания быть хорошим для всех (страха обидеть),
- от личной мягкости,
- от недостаточно развитых коммуникативных навыков (неумения твёрдо формулировать свои требования).
Значит ли это, что руководитель не может просить?
Абсолютно нет.
В целом ряде ситуаций руководителю имеет смысл именно просить, а иногда - и только просить (конечно, желательно без сильного перекоса в позицию "снизу").
- Например, когда ему нечего предложить сотруднику в качестве мотивации.
- Или когда это глубоко непрофильная задача для сотрудника.
- Или когда сотруднику нужно задействовать массу своих личных ресурсов (времени, нервов и пр.).
- Когда это не рабочая задача, а личная история руководителя.
- И в целом ряде других ситуаций.
НО!
Важный момент, который нужно понимать руководителю:
Просьба предполагает равновероятное согласие и отказ!
То есть просьба - что-то совершенно необязательное. И сотрудник (будь он хоть трижды подчинённым вам по иерархии) имеет полное право не согласиться выполнять просьбу. И именно он решает, делать или не делать. А если делает, то добровольно.
Потому что в ситуации просьбы руководитель - не руководитель (коллега, знакомый, проситель, кто угодно, но не руководитель).
Постановка задачи предполагает, что сотрудник идёт и делает.
Говоря образно, задача - нечто безапелляционное. По сути, это про приказ, который можно обсуждать в плане путей решения или ресурсов, предлагать свои идеи по её упрощению или усилению результата (впрочем, у некоторых руководителей нельзя, хотя это не слишком конструктивно), но сделать - обязательно!
И именно при постановке задачи руководитель - руководитель.
Поэтому если у вас есть иллюзия, что я "не прикажу, а попрошу - и это точно сработает", и если вы уговариваете и мягко просите вместо чёткого обозначения, что это нужно сделать, - имейте в виду: вы гораздо больше рискуете уронить свой управленческий авторитет, чем получить выполнение задач!
_______________________
Кстати, напомню про хорошую статью в этом же направлении "9 пунктов, которые руководителю стоит убрать из речи. Психолингвистика в управлении подчинёнными" (одна из первых, которая "выстрелила" в канале - 17 тысяч дочитываний)
Ещё статьи для руководителей про управление сотрудниками здесь
А ещё можно подписаться на канал