За три с лишним четверти века, прошедших после окончания 2-й мировой войны, были довольно не редки (для "мирного" времени) сообщения о гибели подводных лодок разных флотов по самым различным причинам – отказ техники, человеческий фактор, фатальное стечение обстоятельств. Об успешном БОЕВОМ применении подлодок за это время почти ничего не известно.
Локальные и региональные войны 40-х – 80-х годов ХХ века стали не только периферией глобальной "холодной" войны, противостояния двух систем, но и полигоном для "обкатки" широкого спектра вооружений в условиях реальных боевых действий – от стрелкового оружия и ручных гранатомётов до ракетных катеров и палубной авиации.
Если материалов для оценки тех или иных видов вооружения сухопутных войск и авиации в эти годы было с избытком, то оценить реальные боевые возможности кораблей в реальной же боевой обстановке удавалось не часто. Противостояние флотов противоборствующих блоков сводилось, во многом, к манёврам и взаимному слежению, напоминая "танцевальные па" друг перед другом с выпученными глазами индийских и пакистанских пограничников.
В периферийных конфликтах флоты работали, в основном, по береговым целям, применение кораблей против кораблей (катеров) противника было явлением довольно редким, а результативные торпедные атаки подводных лодок после окончания Второй мировой войны с лёгкостью можно пересчитать на пальцах одной руки.
В ходе 3-й индо-пакистанской войны основные боевые действия развернулись на Восточном фронте, на территории нынешней Бангладеш (в 1971 году это был Восточный Пакистан). Туда, на восток, в Бенгальский залив были выдвинуты и основные силы индийского флота. В ночь с 3 на 4 декабря недалеко от индийской ВМБ Вишакхапатнаме при производстве минной постановки глубинными бомбами, сброшенными с эсминца "Раджпут" (не путать с бывшим БПК "Надёжный"!) была потоплена пакистанская подводная лодка "Гази" (бывшая ПЛ ВМС США времён ВМВ "Диабло"). На западе индийские ВМС сумели провести две филигранные набеговые операции на пакистанский порт Карачи – операции "Трезубец" и "Питон". Они были проведены силами ракетных катеров советской постройки проекта 205 "Москит". "Русские катера и русские советники не оставили ни единого шанса чахлому надводному флоту Пакистана в этих атаках" – так писали про эти атаки ФРАНЦУЗЫ в своём отчёте о другом эпизоде той же войны через восемь лет – в 1979 году.
22 ноября, задолго до начала активной фаза войны, в свой второй поход за время службы из базы в Карачи вышла пакистанская дизель-электрическая подводная лодка "Хангор" ФРАНЦУЗКОЙ постройки. Районом боевого дежурства ей был назначен Камбейский залив и воды близ индийского Бомбея, командовал кораблём капитан 2-го ранга (коммандер) Ахмад Тасним.
2 декабря радисты "Хангора" слушали резко участившиеся радио переговоры индийских моряков, а в ночь со 2 на 3 прямо над пакистанской ПЛ прошёл отряд ВМС Индии – началась операция "Трезубец" ("Трайдент"). Позже, узнав по радио о случившемся в ночь с 3 на 4 декабря в порту Карачи, Ахмад Тасним кусал губы: он мог предотвратить набег решительной торпедной атакой на танкер или корабли сопровождения. Но капитан 2-го ранга Тасним был образцовым, дисциплинированным офицером-подводником, а приказ командования был категоричен: без приказа в бой не вступать и себя не обнаруживать.
"Хангор" не был обнаружен индийцами, хотя радиопереговоры лодки, находившейся в окрестностях Бомбея, с базой в Карачи, были ими запеленгованы. Это обстоятельство стало основанием для отмены следующей атаки ракетных катеров ВМС Индии, планировавшейся в ночь с 4 на 5 декабря.
Отмена операции индийцами оказалась лишь её переносом по времени, и в ночь с 8 на 9 декабря "Питон" обрушился советскими ракетами "Термит" на Карачи. Пакистанское руководство находилось в панике, и разведданные, передаваемые "Хангором", да и сама лодка уже не казались ему столь ценными, что бы беречь корабль. Ахмад Тасним получил приказ действовать: ЛЮБОЙ ценой помешать врагу проведение дальнейших ракетных атак на Карачи.
9 декабря, после получения приказа на активные действия, шумопеленгаторы "Хангора" обнаружили две цели на расстоянии 6 – 8 миль. Они были идентифицированы пакистанскими моряками как индийские противолодочные фрегаты. Коммандер Тасним принял решение атаковать противника.
К 19:00 "Хангор" занял позицию для торпедной атаки. Глубины в месте предстоящего боя были не очень большими, порядка 60-65 метров, и манёвр в вертикальной плоскости в случае атаки глубинными бомбами был ограничен. Но подводная лодка имела преимущество внезапности: несмотря на работу гидролокаторов на индийских фрегатах, она так и не была ими обнаружена.
В 19:57 "Хангор" выпустил первую самонаводящуюся торпеду. В качестве первой цели был выбран фрегат ВМС Индии "Кирпан". Однако торпеда прошла под целью и не взорвалась. Преимущество внезапности было утеряно.
Другой индийский фрегат, "Хукри", устремился к предполагаемому местонахождению подводной лодки. Ахмад Тасним хладнокровно приказал повернуть лодку к цели и произвёл пуск торпеды по "Хукри". Командир фрегата, капитан 1-го ранга Махендра Натх Мулла, попытался уклониться от торпеды, но это оказалось бесполезным – самонаводящаяся 550-мм торпеда взорвалась по центру корабля, прямо под килем.
"Кирпан", в свою очередь, пошёл в атаку и сбросил серию глубинных бомб. Бомбардировка результатов не принесла, Аллах был на стороне Таснима и его команды. "Хангор", в свою очередь, произвёл пуск ещё одной торпеды по "Кирпану". Взрыв её произошёл за кормой индийского фрегата, и тот, получив серьёзные повреждения, отвалил и ушёл в открытое море.
Капитан 2-го ранга Тасним отдал команду на всплытие, с намерением оказать помощь морякам противника с "Хукри", но это оказалось напрасным: фрегат затонул в течении двух минут, унеся с собой на дно Индийского океана жизни всех 194 членов экипажа.
На этом приключения пакистанской подводной лодки не закончились. Западное военно-морское командование индийских ВМС начало беспрецедентную для того времени операцию по поиску одной единственной подводной лодки. В течении четырёх суток были задействованы все имевшиеся противолодочные и патрульные корабли, катера, самолёты и вертолёты. ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ РАЗ за эти дни "Хангор" бомбили глубинными бомбами. Лодка меняла глубину, курс, маневрировала скоростью и ложилась на грунт, возникали большие проблемы с зарядкой аккумуляторных батарей. Но всё оказалось НЕ напрасным, по крайней мере лично для Ахмада Таснима, будущего вице-адмирала ВМС Пакистана, и экипаже "Хангора", а также для Карачи – ВМС Индии были вынуждены совсем отменить третий рейд ракетных катеров на пакистанский порт, операцию "Триумф".
18 декабря, через день после окончания войны, "усталая" подлодка вошла в свою базу в Карачи. За этот поход 24 члена экипажа были награждены различными орденами Пакистана, остальные удостоены других отличий. Это был первый случай со времён 2-й мировой войны, когда подводная лодка торпедной атакой отправила на дно боевой корабль противника.
Не смотря ни на что, ни на военные преступления в Бенгалии, в которых было замешено тогдашнее руководство Пакистана во главе с Яхьёй Ханом, ни на то, что Пакистан был врагом не только Индии, но и Советского Союза, стоит отметить высокий профессионализм и отвагу пакистанских моряков, с честью выполнивших приказ командования и свой воинский долг перед Родиной.