Найти тему
СВОЛО

Ну совершенно безумная сложность и тонкость

Я получил замечание на статью о Мещерине за то, что не поместил такую репродукцию его картины.

Мещерин. Морозная ночь. 1908.
Мещерин. Морозная ночь. 1908.

Ответил я так: «Не попалась. А и попалась бы... Я не знаю, импрессионизм ли это».

Оговорка оказалась исключительной тонкости.

Отвечал я так, как и статьи пишу: прислушиваюсь к каждому своему слову или даже умалчиванию – не фальшивлю ль? И что-то мне запретило теперь умолчать о своём колебании.

В той статье я и в самом деле, взявшись её дополнять репродукциями, не поставленными сразу, поостерёгся добавлять (а всё там по хронологии) то, что в разгар, так сказать, его импрессионистского периода импрессионизму не соответствовало.

Но об этом же никто не узнал.

Теперь же вот я признался…

У меня заскребла совесть.

Я нашёл в интернете эту репродукцию а там под ней – такое:

«Картина «Морозная ночь» – одна из самых эффектных работ Николая Мещерина. Она написана методом наложения обособленных мазков в сине-белых тонах. В ней художник сумел запечатлеть не только отблеск лунного света на заснеженной березе, но и воссоздать эффект мерцания кристаллов инея и всполохов на зимнем звездном небе. Этому лиричному по своему настроению живописному произведению подходят музыкальные строки Мещерина из его альбома зарисовок 1905 года:

«Наша улица снегами залегла,

По снегам бежит сиреневая мгла.

Мимоходом только глянула в окно,

И я понял, что люблю ее давно.

Я молил ее, сиреневую мглу:

"Погости-побудь со мной в моем углу,

Не мою тоску ты давнюю развей,

Поделись со мной, желанная, своей!»

Как Иннокентий Анненский в своих стихах, так и Николай Мещерин в своих пейзажах стремился передать личное, почти интимное переживание от встречи с красотой природы. Поэзия русского пейзажа – это, с одной стороны, отдушина для художника, чье увлеченье живописью не находило сочувствия у родственников. А с другой – своего рода побег в мир без суеты и тревог» (http://www.rusimp.su/ru/collection/object/220).

Я не стал реагировать на метод «наложения обособленных мазков», спасавший же импрессионистичность картины. Я среагировал на Анненского. Он же ницшеанец. А в самой статье о Мещерине у меня был пассаж о сходстве импрессионизма с ницшеанством… Плюс спинномозговое ЧТО-ТО, что в стихотворении Анненского, кажется, можно ницшеанство усмотреть.

Хорошо иметь плохую память!..

Захотев освежить, как я когда-то давно выводил ницшеанство в одном за другим стихотворениях Анненского, я наткнулся на этот вывод из… процитированного стихотворения (правда, более полного) у… себя же. И вывод этот всего лишь прошлогодний. См. тут.

Ну ладно. Там, с литературой, я справился. А как мне увидеть образ метафизического иномирия у Мещерина?

Я заметил, что трудно бывает, - когда подсознательный идеал бывает выражен не образом, а «текстовыми» противоречиями с «нецитируемым» катарсисом от их столкновения, - что трудно бывает увидеть даже сами «текстовые» противоречия, хоть они не спрятаны (это не то, что угадать катарсис).

Образное выражение для меня всегда выглядело очевидным.

А тут я что-то не вижу и его…

Или вот – ледяной туман же над рекой. Вверху – звёздная ночь. Чуть не чёрная. А чем ниже, тем оплотнённее воздух над рекою. И горизонта там уже не видно (а был бы виден, если б не туман).

И в эту неизвестность отправились по льду две фигурки. Меньшая впереди большей. Как собака и её хозяин. Какие-то… тёплые (коричневая, наверно, есть в смеси с синим).

Последнее тепло… Исчезающее.

Метафизическое иномирие холодом отдаёт…

Надо, наверно, считать эту картину исключением в творчестве Мещерина. В другие разы его приближения к Абсолюту (характерному для ницшеанства) это был всё же не метафизический Абсолют, а Родина, Россия.

4 ноября 2021 г.