Изысканному саду на склоне Ивановской горки– не меньше двух веков.
Сад называется Морозовским, а до Морозовых именовался Кокоревским. Задолго до «водочного короля» Кокорева усадьбою владела гордая племянница Потемкина, а до нее – брат Антиоха Кантемира.
Поднимемся вверх, по тенистой аллее, чтобы взглянуть на дворец (Большой Трехсвятительский переулок №1-3).
Дом, восходящий к XVIII столетию, при откупщике Кокореве (в начале 1860-х) был перестроен в старобоярском духе – шокированные этим «китчем» современники говорили даже о золотых крышах. Когда же водочный король вдруг оказался голым (отменили откупа), его дворец приобрели Морозовы.
Мария Федоровна Морозова стала богатейшей женщиной в дореволюционной России. Купчаха-матриарх сколотила тридцатимиллионный капитал, и на ее заводах работало 26 тысяч рабочих. Сыном ее был знаменитый Савва Морозов, здесь он и вырос.
Другой сын, Сергей Тимофеевич, посвятил жизнь искусству. Именно он создал Кустарный музей в Леонтьевском переулке. Здесь же, в Большом Трехсвятительском, он самолично переделал интерьеры и среди этой красоты принимал Павла Третьякова, братьев Васнецовых, Серова и Коровина, Шаляпина и Чехова…
Летом 1918 года по дворцу прямой наводкой били пушки. Это две партии решили разобраться, кто из них – враг революции. 6 июля два эсера, служивших в ЧК (Николай Андреев и Яков Блюмкин), убили посла Германии Мирбаха. Казалось, что непопулярный Брестский мир будет разорван, война с кайзером вновь грянет...
В Морозовском дворце базировался левоэсерский отряд чекистов. Сюда в пене и в мыле примчался Дзержинский, чтобы арестовать убийц и припугнуть верхушку конкурирующей партии, однако сам был арестован и попал в заложники.
– У вас были октябрьские дни, у нас – июльские, – услышал Феликс Эдмундович.
Эсеры тут же захватили почту, телеграф и объявили о свержении большевиков. Забыли только Кремль занять и Ленина поймать.
На следующей день за глупость пришлось дорого платить: большевики собрали три тысячи латышских стрелков (только на латышей они в этот момент и могли положиться) и напали на Морозовский дворец, который так и не стал новым Смольным. Нескольких часов пальбы хватило, чтоб на семь десятилетий утвердить в стране власть одной партии.
В 1920-х в Морозовском дворце находился концлагерь, потом – детский сад.
В первом году XXI века сюда пришел бессмысленный и беспощадный новый русский бизнес. В усадьбу въехало АОЗТ Интерстрой и доломало до конца морозовские интерьеры, под садом выкопали парковку.
Эта лестница середины XIX века тоже исчезла:
Морозовский сад «взяли в аренду» у Москвыи выставили злобную охрану. А ведь он сталобщедоступным еще в1860-х: здесь бывали и Толстой, и Достоевский… Десять лет горожане боролись за свой сад и победили, но не до конца: верхняя часть до сих пор под запретом.
Что же касается домика Левитана (тоже относится к Морозовской усадьбе), то это, пожалуй, тема отдельной статьи.
Каталог всех моих статей по рубрикам – в оглавлении.
Читайте также:
#история #история москвы #интересные места #старые дома #архитектура #прогулки по москве #морозовы #ивановская горка