Два "Зеленых фургона"
Зеленый фургон (СССР, 1959), режиссер Генрих Габай
"Зеленый фургон", пожалуй, самый известный фильм Генриха Габая. По-моему, ему неплохо удалось передать своеобразие повести Александра Козачинского, послужившей основой для сценария: сочно вылепленные характеры, грустноватый юмор, эксцентричность.
...Одесса 1919 года. В городе чуть ли не каждый божий день меняется власть. Иногда город становится "ничейным", а порой властей сразу целых три. И у каждой есть своя "государственная граница". Именно в такую обстановку "тихой Одессы", наводненной к тому же воровскими шайками, попадает незадачливый гимназист.
И вот при переходе одной из "границ" гимназист и его дедушка задержаны. Камера останавливается на мутных глазах нахального прапорщика. Выстрел - и гимназист оседает на землю...
Драматическая развязка? Ничуть - паренек открывает глаза и вынимает из-за пазухи толстую книжку. И из пробитой книги выпадает теплый кусочек свинца...
На таком столкновении драмы и комедии построен и весь фильм Габая.
Увы, поставив еще одну заметную картину ("Лебедев против Лебедева",1966), Генрих Габай эмигрировал на Запад. И там так и не сумел добиться даже минимального кинематографического успеха...
Зеленый фургон (1983), режиссер Александр Павловский
В отличие от Генриха Габая Александр Павловский не был ограничен односерийным метражом, и поэтому в его экранизацию "Зеленого фургона" вошли почти все сюжетные линии повести.
Бывшего гимназиста, ставшего начальником милиции, играет здесь чрезвычайно популярный актер Дмитрий Харатьян. А его помощника - несравненный Брондуков. Их дуэт выглядит на экране весьма комично, особенно в плане борьбы с самогоноварением и конокрадством...
Закадровый голос Армена Джигарханяна придает всему действию фильма ироничный колорит, в том время как песни в исполнении Харатьяна звучат романтически наивно.
Быть может, это лучший фильм Александра Павловского (1947-2018)...
Александр Федоров
"Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" (СССР, 1982)
Разумеется, Владимир Грамматиков мог бы просто перенести на пленку ленкомовский мюзикл. Однако сценарий фильма "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" был написан заново, а Алексей Рыбников расширил и видоизменил многие музыкальные темы. Были приглашены другие актеры. Словом, получился фильм, а не спектакль...
...Чили ХIХ века. Тысячи людей уезжают в Америку, чтобы разбогатеть. Среди них Хоакин и его возлюбленная Тереса. Но мечта остается мечтой, а реальная Америка встречает чужаков враждебно... Гибнет от рук насильников Тереса. И Хоакин клянется отомстить... Месть его тоже страшна и кровава - погибают женщины, дети, пылают дома. Насилие порождает насилие, жестокость порождает жестокость...
Эта старинная легенда рассказана без акцента на роскошную экзотику: суровая природа, скромные одежды героев... К оператору Александру Антипенко /"Мольба"/, в работах которого в 1970-х годах не чувствовалось прежней графической мощи, изощренного композиционного мастерства, здесь словно пришло второе дыхание. Впечатляющие панорамы, динамичные проходы с применением ручной камеры, поэтически одухотворенные портреты главных героев, выдержанные в прозрачно-мягкой цветовой гамме. И контрастно-кричащие краски, радужные цветовые блики в эпизодах дьявольского танца Смерти в виртуозном пластическом исполнении Александра Филиппенко. Движение камеры, композиция, свето-цветовой строй полностью совпадает здесь со звуко-музыкальным рядом...
Актеры Андрей Харитонов и Алена Беляк играют свои роли романтично, приподнято.
Конечно, не все в фильме удалось в равной мере. Скажем, в огненно-кровавом финале чувствуется явный вкусовой перебор. Но в целом, как мне кажется, авторы сделали неординарную попытку создания драматичного и зрелищного мюзикла...
Александр Федоров, 1982