Найти в Дзене
Книга растений

Каким растениям не страшен пожар, и как огонь может давать жизнь?

Увидел медведь, что машина в лесу горит. Сел рядом и подумал: «Много же леса выгорит от такой маленькой беды! Как хорошо, что есть растения, которые не боятся пожаров. А есть такие, которые благодаря пожарам только увеличивают свой ареал обитания? Наверняка #КнигаРастений расскажет о них. Не зря же я в машину не полез».

А потом сел в нее, но не сгорел
А потом сел в нее, но не сгорел

Не будем расстраивать медведя. Действительно, есть растения, которым огонь не страшен. Такие растения называются пирофитами. Пассивные пирофиты прокачались настолько, что им не важно, солнечно или огненно сегодня. Такие растения не то чтобы любят пожары, не стоит обманываться. Просто их кора гораздо плотнее и не подвергается воздействию огня.

К известным пассивным пирофитам относится большинство видов секвойи. Тут важно отметить, что дерево не должно быть высохшим, иначе оно не сможет противостоять огню. Но если дерево пережило один пожар, шанс, что переживёт другой, больше, так как кора секвойи при воздействии огня затвердевает и укрепляется.

Высоко сижу, огонька не нахожу.
Высоко сижу, огонька не нахожу.

Другим брутальным деревом является пробковый дуб. Он вообще сам по себе брутален, так как может выдержать засуху на почти безжизненной почве. При пожаре пробковый дуб спасается благодаря толстой губчатой коре. И хотя листья могут быть сожжены, а дерево опалено, дуб сможет воскреснуть, будто феникс. Конечно, хочется воскресать, когда живёшь у Средиземного моря.

Дуб дубом, а пожара не боится.
Дуб дубом, а пожара не боится.

Болотная сосна продвинулась немного дальше. Ей не всё равно до огня, нет... Она с его помощью размножается. Удобренная золой погибших растений земля становится прекрасным прикормом для молодых сосенок. При этом могут встречаться целые леса только из этого дерева, а остальное стало удобрением. Жутковато, но такова жизнь.

Болотная сосна злорадствует, что почти нет выживших.
Болотная сосна злорадствует, что почти нет выживших.

Более жуткими могут быть только активные пирофиты, которые не просто не боятся огня, но даже провоцируют его усиление смолами для продолжения своего рода.

Так, например, австралийское травянистое дерево после пожара вообще цветёт. Может быть обуглен ствол, сожжены листы, но самая важная часть дерева находится под землёй - только и ждёт огонька, чтобы запустить цветение. Но не все виды этого дерева настолько суровы и горячи. Для большинства пожар всё ещё остаётся губительным.

Так цветёт Австралийское травянистое дерево. Представьте букет из этих странных цветочков.
Так цветёт Австралийское травянистое дерево. Представьте букет из этих странных цветочков.

Хитро приспособились эвкалипты, также расположившиеся в Австралии и занимающие почти три четверти лесов. Эти деревья весьма подвержены возгоранию, но в их коре надёжно спрятаны почки. Когда кора сгорает, почки высвобождаются и начинают прорастать, давая дереву новые листья, а значит, и жизнь. При этом если сгорят соседи, эвкалипту будет даже проще, ведь ему освободили площадь для заселения.

Эвкалипт тоже очень странный. И большой. И пирофитный.
Эвкалипт тоже очень странный. И большой. И пирофитный.

Самым милым активным пирофитом из сегодняшней подборки является цветочек ладанник. Проживает он в Северной Африке и Южной Европе. Но миловидность цветов не должна затенять крутости твёрдых семян, которые прорастают только в огне. Смола, производимая ладанником, не только губительна своей огнеопасностью, но может быть полезна при правильном применении. Она может помочь в лечении некоторых проблем с кожей, используется для парфюмерной промышленности и является хорошим антисептиком. Но мы напоминаем, что самолечением заниматься на стоит.

Ладанник вспотел, пока искал пожары.
Ладанник вспотел, пока искал пожары.

Вот таких зажигательных чудес полна природа. Это вовсе не значит, что нужно не тушить пожары или зажигать их. Вовсе нет! Но хоть немного спокойней на душе, когда знаешь, что огонь может дать начало жизни