Предыдущая часть ЗДЕСЬ
Саган написала 22 романа, много очерков, рассказов, новелл. Она писала только о тех, кого знала – людях из элиты или богемы, красивых, богатых и очень одиноких. Они нигде не находят себе места, страдают от скуки, понимают, что их жизнь пуста, но не хотят ничего менять. Их принцип – жить здесь и сейчас, раз счастье недостижимо.
Минимум персонажей и сюжетных линий, точные психологические портреты, лаконичные описания, тонко переданная атмосфера города – и какой-то странный гипноз в каждой фразе.
«Я пишу инстинктивно, как живу или дышу», – говорила Франсуаза.
По ее книгам снимали кино. Ее «Открытым письмом Сартру» зачитывались все интеллектуалы Парижа, а о романе «На поводке» писали, что впервые после Бальзака кто-то так ярко показал власть денег в сфере чувств.
Но Саган свое творчество ценила невысоко. Она страдала, что не создала шедевры уровня Стендаля, Пруста, Сартра. А вот видеть свои пьесы на сцене Франсуаза очень любила. Пьеса «Замок в Швеции» принесла ей весь блеск театрального успеха – крики браво, цветы, шампанское и рыдающая мама в третьем ряду.
Ее кумиром с детства была Сара Бернар, в 1987 году Саган написала биографию актрисы, а купленный ею после выигрыша дом ранее принадлежал Саре.
В 90-е Саган уже писала мало, пытаясь выжить после девяти сложнейших операций из-за перелома шейки бедра. Жизнь на предельной скорости кончилась, она едва ходила, не смогла приехать на свадьбу сына.
В последние годы «стрекоза» жила в своем уже проданном доме (новая хозяйка позволила ей остаться) очень уединенно, готовила еду трем собакам и твердила, что ни у одного мужчины на свете нет таких благодарных и преданных глаз, как у них.
«Счастье мимолетно и лживо. Зато печаль правдива. Ей можно верить», – говорила она.
Саган ушла из жизни в 2004 году. Ей было 69 лет, но по сути она так и осталась 19-летней.
«Я не понимаю ценностей взрослых – и никогда не пойму, не захочу понять», – говорила она.
Ее обвиняли в легковесности, называли «нахалкой, случайно попавшей в литературу», но время все расставило по своим местам: по Саган и сейчас изучают женскую душу и мужское сердце, учатся искать любовь и жить в одиночестве. А среди интеллектуалов незнание ее творчества приравнивают к незнанию Сартра. Круто для нахалки!
Понравилось? Подпишись на наш канал!
Алла Горбач (с) "Лилит" * Фото вверху: Facebook