Бельгийский художник, создатель удивительных инсталляций из живых материалов, человек-оркестр и главный романтик в современном искусстве Ян Фабр выставил свои творения в Эрмитаже на фоне главной экспозиции. Какие эмоции вызвало у публики столь дерзновенное решение, и что же хотел донести до нас автор кровью, панцирями жуков и мертвыми животными? Узнаем в этой статье.
Визитная карточка
Ян Фабр – знаменитый драматург, театральный режиссер и автор разного рода визуальных произведений от рисунка до инсталляций. Он родился в Антверпенe 14 декабря 1958 года, там же окончил Королевскую Академию изящных искусств и Муниципальный институт декоративных искусств. С середины семидесятых работал в различных областях искусства и организовал ряд перфомансов, принесших ему скандальную известность. Будучи высоко образованным и хорошо подкованным в сфере искусства человеком, Фабр является самым универсальным художником на международной художественной сцене в наши дни.
Многогранность стала узнаваемой чертой и визитной карточкой его работ.
Выставка смерти
Ян Фабр большой ценитель «Золотого века» фламандской живописи. По его словам, он чувствует себя едва ли не современником главных мастеров этой эпохи. Творчество Рубенса, Йорданса, Снейдерса хорошо известно ему и вдохновляет на собственные художественные подвиги. Эрмитаж обладает одной из лучших в мире коллекций того времени, и это стало решающим фактором для создания выставки именно в петербургском музее.
Выставка прошла в Эрмитаже в 2016 году. Фабр весьма изобретательный автор и очень любит создавать «шумиху» из всего, что делает. Примерно за год до открытия экспозиции он подготовил небольшое шоу с философским контекстом. Художник облачился в специально созданные доспехи средневекового рыцаря и медленно, задумчиво прошел по всем залам Эрмитажа. Эта акция называлась «Рыцарь отчаяния – воин красоты» (именно так будет названа выставка год спустя). Таким образом Фабр хотел показать драму современного искусства. Рыцарь – человек, который смело выходит навстречу опасности и готов умереть за свои убеждения. И Фабр, словно средневековый воин, был готов принять бой, бросая вызов общественности своим искусством.
Чем творец обидел зрителя
Более 200 работ Яна Фабра были размещены в залах Эрмитажа в непосредственной близости с великими классиками, то есть внутри основной экспозиции. С руководством музея проблем не возникло. Однако посетители в большинстве своем не оценили новаторского подхода. Ведь Эрмитаж смешал и уравнял великую классику и современное альтернативное искусство. Для многих людей между этими явлениями лежит настоящая пропасть, и многим кажется «кощунством» ставить рядом работы Рубенса и Фабра. Но в том ли заключалась идея бельгийца? Хотел ли он встать на пьедестал вместе с величайшими творцами прошлого?
Зачем художнику жуки
Если рассмотреть поближе объекты, представленные Фабром в Эрмитаже, мы увидим в них изобилие мертвой природы, в особенности панцирей жуков златок. Нет, автор вовсе не питается жуками, однако их в большем количестве употребляют в пищу на Дальнем Востоке. Жуки обладают высокой белковой ценностью, а вот их панцири никому не нужны. Их просто выкидывают. Между тем панцири златок отличаются невероятной красотой, они переливаются и создают эффект глубокой таинственности, особенно если их много. Фабр, будучи внуком знаменитого энтомолога, всегда интересовался насекомыми. Отталкиваясь от семейного наследия и своих детских увлечений, художник не смог обойти жуков стороной и скупал панцири златок в больших количествах. Миллионы этих панцирей он наклеивал на свои арт-объекты, создавая уникальные экспозиции со множеством контекстов.
Многоидейность – отличительная черта всего современного искусства. В 21 веке оно перестало быть чем-то обособленным и часто замешано на окружающем контексте. Это и обстановка в социуме, отношение и мысли автора и собственно сам объект, изображенный или использующийся в произведении.
Как Фабр спас Снейдерса
Как было сказано выше, в Эрмитаже инсталляции Яна Фабра были размещены рядом с полотнами классиков. Возьмем, например, работы Снейдерса. Ведущий живописец фламандского барокко, на своих полотнах создавал изображения мясных и зеленных лавок, атрибутов охоты. Его картины невероятно насыщенны и, в целом, художественно «богаты».
Висящая высоко над головами работа Снейдерса «Повар у стола с дичью», мимо которой идет нескончаемый поток туристов, совершенно теряется и не вызывает интереса у публики. Разглядеть ее практически невозможно и поэтому она «не цепляет». Эрмитаж большой, времени мало, и зрители двигаются дальше. Замечая это, Фабр негодует, он не согласен с таким отношением к Снейдерсу.
Что делает Фабр – он помещает свою работу рядом с поваром Снейдерса и тем самым говорит нам и всему туристическому потоку: «Стоп, здесь стоит остановиться! Здесь стоит подумать, как связана картина мертвой природы классика и инсталляция Фабра на ту же тему?». Ведь, по сути, и тот и другой автор изобразил смерть, природу, застывшую навсегда. И тут есть, о чем поразмышлять, есть на что обратить внимание у них обоих. Именно такого эффекта добивается Ян Фабр своими выставками.
Выводы
Подводя итоги, хочется ответить на вопрос недовольных выставкой Фабра так. Мы должны воспринимать искусство осмысленно, вдумчиво, душевно, а не пробегать залы музеев «для галочки». Ведь музеи нужны, чтобы любоваться красотой, размышлять и получать духовный опыт. Для этого Эрмитаж позволил смешать классику и современное (нередко эпатажное) искусство, чтобы расставить акценты и привлечь наше внимание. Чтобы мы научились находить общее между ушедшими эпохами и нашим временем через соединение титанов живописи и современных художников, говорящих с нами новым языком. Однако это все еще язык искусства.