Московская область — Подмосковье — расположена в центре европейской части России, вокруг ее столицы — Москвы. Подмосковье издавна было одним из православных центров страны. Здесь находится много действующих монастырей, мужских и женских, с богатой историей и архитектурой. Раньше они были крепостями, охранявшими подступы к стольному граду. Часть монастырей имеет многовековую историю. Есть и совсем молодые обители, построенные за несколько десятилетий или даже лет до революции.
Все обители Подмосковья пережили тяжелые периоды разорения и были закрыты в безбожные годы советской власти. В 90-х годах прошлого века монашеская жизнь начала восстанавливаться. На сегодняшний день в Подмосковье 33 действующие православные обители (18 — мужских и 15 — женских). Люди приезжают сюда с просьбой о молитве, о помощи, за советом к опытным старцам.
Самая известная обитель Московской области — Троице-Сергиева лавра, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. В XIV – начале XV века учениками преподобного было основано несколько десятков монастырей, большинство из которых тоже находятся на территории Подмосковья.
Мужские монастыри Подмосковья
Николо-Пешношский монастырь. Обитель в честь святителя Николая Чудотворца относится к Сергиево-Посадской епархии, расположена в 80 км от Москвы, в поселке Луговом Дмитровского района.
Монастырь был основан в 1361 году учеником преподобного Сергия Радонежского — преподобным Мефодием. В поисках уединения инок ушел за реку Яхрому и построил себе небольшую келейку. Но святость жизни отшельника стала привлекать к нему людей, желавших монашеской жизни. Когда же братья решили построить церковь, преподобный Сергий помог выбрать место для нее — то самое, на котором сегодня стоят монастырские храмы.
Во время строительства обители преподобный Мефодий сам носил бревна «пеш ноша» — пешком переносил их по броду через реку. Поэтому такое имя — Пeшнoшa — получили и сам преподобный, и монастырь, и речка, текущая y монастырских стен.
Монашеская обитель привлекала к себе паломников и благотворителей. Многие удельные князья жаловали монастырю земли с селами, делали богатые вклады. Монастырь пользовался благоволением царей, приезжавших сюда на богомолье. Во второй половине XV века Николо-Пешношский монастырь быстро богател за счет активной хлебной торговли с Белозерским краем и другими регионами страны.
К середине XIX века Пeшнoшa была крупным землевладельцем, имела в собственности более двух тысяч «душ» крестьян. Она считалась одной из самых красивых и благоустроенных обителей — «второй лаврой».
Устав Пешношской обители заимствовали многие известные монастыри, в том числе московские Сретенский и Покровский, а также Оптина пустынь.
Несмотря на непростую историю обители, пожары и разрушения, ее уникальный архитектурный ансамбль сохранился практически без потерь. В наши дни монастырские здания полностью отреставрированы, как и крепостная стена, высота которой более 10 метров, толщина — 2,5 метра.
***
Особым почитанием пользуется икона Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», принесенная в обитель в конце XVIII века московским купцом. Во время эпидемии холеры в 1848 году многие молящиеся перед ней получали исцеление, в самой же обители заболевших совсем не было, хотя ворота ее были открыты для всех, богослужения совершались каждый день при большом стечении паломников и монашествующие ходили крестными ходами в ближние села.
Перед иконой «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» молятся об избавлении от моровых поветрий, оклеветания и о заступничестве в разных бедах (текст молитвы см. ниже).
Высоцкий мужской монастырь. Обитель в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы расположена в 94 км на юг от Москвы в городе Серпухове. На живописном берегу реки Нары возвышаются его кубический пятиглавый Зачатьевский собор (возведен на рубеже XVI ‒ XVII веков), надвратная колокольня в классическом стиле и крепостные стены с двумя сохранившимися башнями. В настоящее время это один из самых значительных архитектурных памятников всего Подмосковья.
Монастырь входит в число обителей, основанных самим преподобным Сергием Радонежским. В 1374 году серпуховский князь Владимир Андреевич, по прозвищу Храбрый, стремясь укрепить границы княжества и защитить их от набегов Золотой Орды, обратился к преподобному Сергию за благословением на строительство новой обители.
Святой игумен пришел в Серпухов со своим учеником Афанасием и лично выбрал место для строительства монастыря — высокий холм на берегу реки Нары. Отсюда и название монастыря — Высоцкий.
Афанасий остался следить за строительством обители в Серпухове и стал ее первым настоятелем. Монастырь много раз подвергался набегам врагов и разорялся, но каждый раз отстраивался заново. Эту обитель любили русские правители и представители аристократии, которые жертвовали на ее нужды деньги, а также земли, книги, иконы и многое другое.
Высоцкий монастырь был важным культурным центром средневековой Руси, в нем процветало книгописание. Предполагают, что насельником обители был иконописец преподобный Андрей Рублев.
Уже в то время при обители действовали больница и школа для мальчиков.
***
В Покровском храме Высоцкого монастыря находится чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». К ней стекаются паломники не только со всей России, но и со всего православного мира. Через эту икону Матерь Божия исцеляет страждущих от алкоголизма и наркомании, помогает справиться с другими зависимостями.
Явление иконы произошло в 1878 году в другом серпуховском монастыре — Владычном.
По преданию, страдавший винопитием отставной солдат Тульской губернии хотел избавиться от губительной страсти, но не мог. Однажды ночью ему явился старец и повелел идти в город Серпухов, найти во Владычном монастыре икону «Неупиваемая Чаша» и помолиться перед ней. С великим трудом добрался солдат до обители и, помолившись перед образом, понял, что тяги к алкоголю больше нет.
С тех пор почти полтора столетия едут и идут к чудотворному образу Матери Божией жаждущие освобождения от губительных страстей, и никто из страждущих не уходит от Заступницы рода человеческого неутешенным.
Иосифо-Волоцкий мужской монастырь. Эта некогда одна из крупнейших русских обителей находится в 16 км от древнего города Волоколамска — в селе Теряево. Монастырь был основан в 1479 году в честь Успения Божией Матери святым преподобным Иосифом Волоцким на землях, принадлежавших его роду. Устав монастыря был очень строгим, даже суровым, слабые духом иноки не выдерживали и уходили, оставались настоящие подвижники. Преподобный Иосиф был личностью яркой, выдающейся, каких во всякое время немного. В истории Русской Церкви он остался как непреклонный борец за чистоту православного вероучения против ереси жидовствующих, распространившейся тогда на Руси и поразившей даже членов семьи царя Иоанна Грозного.
В конце XV века обитель стала крупным духовным центром. Здесь стараниями игумена возникла большая библиотека. На Руси еще не было книгопечатания, и все книги переписывались вручную, это был очень серьезный и ответственный труд. Многие насельники обители имели послушание переписывать книги. Сам преподобный игумен был непревзойденным каллиграфом. Благодаря этому библиотека монастыря не знала себе равных на Руси, по описи середины XVI века в ней насчитывалось около тысячи книг.
Не оставался равнодушным преподобный Иосиф к несчастьям и страданиям мирских людей. В неурожайные годы обитель поддерживала местное население и безвозмездно снабжала крестьян зерном, скотом и орудиями труда, помогая неимущим пережить страшное время. В такие годы в обители кормилось по 600–700 человек ежедневно. В ХVI веке монастырь был одним из богатейших на Руси.
Сюда ездили на моление цари, особенно часто царь Иоанн Грозный. Монастырь являлся также местом заточения еретиков и раскольников, врагов царя.
Первый каменный собор в обители построили в 1486 году, его расписывал знаменитый живописец Дионисий, продолжатель традиций Андрея Рублева. Рядом с собором была сооружена восьмигранная колокольня — прообраз колокольни Ивана Великого в Московском Кремле, с нее в ясную погоду можно было увидеть Москву.
И сейчас монастырь напоминает крепость. Он окружен стенами и башнями XVI века, а также искусственными прудами, вырытыми еще при преподобном Иосифе Волоцком. Здесь сохранились первоклассные постройки времен допетровской России, среди которых первенствует Успенский собор. Теряевские пруды являются охраняемым памятником природы. Трудами насельников обители, паломников, благотворителей восстанавливаются и украшаются храмы, развивается подсобное хозяйство.
***
В настоящее время среди святынь монастыря — мощи преподобного Иосифа Волоцкого, обретенные в 2001 году, и его вериги, которые находятся в Успенском соборе обители и доступны для поклонения.
Молитва перед иконой «Прежде Рождества и по Рождестве Дева»
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши, помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй страну нашу, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, военачальники, градоначальники и христолюбивое воинство, и доброхоты, и нас грешных (имена), и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от внезапныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим (имена) и всем православным христианом, и просвети нам ум и очи сердечныя еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего, яко Держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Подготовила послушница Татьяна Кладиева
Продолжение следует…