Добрый день друзья!
Недавно в одной и статей попутно зацепились за тему копа. Человек, далёкий от этого увлечения, написал, что «белые», «чёрные» - все одним миром мазаны – разоряют кладбища (копают могилы), разоряют курганы…, единственно кого можно признать, так это госархеологов». Попытался возразить, но, похоже, не убедил. Поэтому решил написать статью и обсудить тему.
Начну от печки. Куда-то, абы пойти-найти, не бывает. У начинающих может и бывает поискать хоть что, но это равносильно просто погулять с МД (вроде руки не пустые). Всё начинается ещё зимой – изучение документов, поиск карт. И всё это ещё приблизительно. Основное начнётся потом – определить перспективное место и начать его прозванивать – рекогносцировка на местности. Найдены перспективные места и вот тут уже пошла работа – дотошно, скрупулёзно прозванивается место с сигналами вдоль и поперёк, на разных частотах. Работа на одном участке может занять не один день без гарантии, что будет найдено что-то «ценное» и в хорошем сохране. Можно помечтать о кладе – дублоны, пиастры, на худой конец империалы (золотой червонец с ликом самодержца). В реале будут попадаться всякие железки, гвозди, «кепочки» и совершенно убитые монеты, именуемые «какаликами». Монета в хорошем сохране, да ещё и не совсем массовая – за счастье!
Поле. Хорошо, если после вспашки и сухое, а если после дождей? Это месить грязь. А не паханое с дёрном и травой… «Бить» старую деревню-«брошенку» - на удачу. Бытового металлического мусора и полно и попробуй тут найди что-то интересное. Опять же, уйдёт не один день, а результат может быть в итоге никакой.
Госархеологи поедут, когда всё точно, с гарантией. На разведочные выезды у них нет ни сил (людей), ни денег (за свой кошт они не поедут), да и желания тоже нет.
Любители едут на свой страх и риск – трата времени, сил, денег. Но именно они «поднимают» историю из земли.
Страх и риск. Всё так зарегламентировано, что и не нарушал, а нарушил. Нельзя трогать культурный слой. Копнул, нашёл монету – ты уже нарушитель. Трактор пашет поле, выворачивает наверх этот самый культурный слой – это можно! Любитель поисковик поднял несколько монет приличной сохранности. Что-то отложил себе в коллекцию, а что-то продал коллекционерам (оправдать затраты на выезды). Музеи это не интересует, они только в СМИ горазды хаять «расхитителей». Предложи просто так, даже не купить и либо откажутся, либо бросят в ящик, где такого «добра» не разобранного уже куча!
О сдаче чего-то ценного уже говорено-переговорено. Не хочешь проблем – молчи, не нужно – продай своим. Обрести на ровном месте массу проблем и неприятностей легко. Такие законы! В любом случае поднятая вещь найдёт своё место и со временем всплывёт, а значит пополнит знаниями нашу историю.
Ещё один поиск – военная археология, когда работают по следам Великой Отечественной войны. Поднимают предметы (каски, флягм, пряжки, пуговицы, наградные знаки…), если здесь же останки бойца и предмет подписан, то есть шанс установить его имя и останки предать земле уже не как безымянного солдата, вернуть его из списка пропавших без вести. Всё так же, как и в предыдущем случае – изучение документов, поиск карт расположения частей и мест боёв. Следующий этап уже работа на месте.
Есть три вида поисковиков: первое – два официальных военизированных отряда; второе – зарегистрированные поисковые отряды (в составе добровольцы); третье – «чёрные копатели» - копари (могут работать небольшой группой, а могут поодиночке).
Первые две группы способны провести довольно масштабный поиск, работы по раскопке блиндажей в поисках останков бойцов, чтобы в последующем перезахоронить их по всем правилам, возможно в общей могиле у стелы или памятника.
«Чёрные копатели» (особенно одиночки) – просто любители. Ищут по верхам. Большие раскопки им просто не по силам.
Вторая и третья группа. Найденные предметы восстанавливают, передают в музеи, что-то идёт в свою коллекцию, что-то продают коллекционерам-любителям (оправдывают затраты).
Абсолютно проржавевшая винтовка, восстановлению не подлежит, разве что почистить, залатать и сделать макет, корпус гранаты (ничего внутри давно нет, остался только дырявый корпус) – не дай Бог с этим попасться (статья УК обеспечена). Я говорю именно о таких вещах, которые утратили свой функционал безвозвратно и пригодны только на изготовление макета. Поисковики стараются сразу от таких находок избавляться (озеро, река, болото).
Вот ответьте на вопрос, достойны они порицания или уважения за свой труд, а поиск и подъём останков бойцов это труд и не лёгкий. Занимаются этим не по приказу. Я бы не хотел называть это хобби. Слово хобби уместно для поиска монет или предметов старины.
Теперь о разорителях-расхитителях. Поисковики это срез нашего общества. Каково общество, таковы и поисковики. Они не воры, не мошенники. Среди них есть люди, которые чтут законы (даже не КоАП или УК, а чисто человеческие), а есть кто их нарушает, чётко осознавая, что он делает. Я бы не сказал, что среди поисковиков преобладают нарушители, но они есть и это правда.
По поводу законов и незаконной деятельности. На Западе по закону ты должен предъявить находку на экспертизу. Если она действительно ценная, то её выкупят, а если нет, то могут оставить и нашедшему. У нас же только на бумаге – сдай и получи законный процент. На деле ещё будешь оправдываться, что не нарушал ни один из законов, а находку нашёл на дороге. В законе очень много недоговорённостей, которые можно повернуть и так, и эдак. Оснований наказывать вроде бы нет, но суд постановил (притянут за уши даже то, чего и не было). И сделать он это может из-за того, что музею интересно, а денег выкупить вещь у него нет.
Говорить о законах не буду, кому интересно, могут сами прочесть. Моё мнение, что пользы от поисковиков куда больше, чем «вреда», который им зачастую приписывает обыватель.
Спасибо за прочтение! К теме копа я буду возвращаться, так что кому интересно, следите за каналом.
(Статьи на тему поиска с МД можно посмотреть на дружественном канале солга_солга.)