Найти в Дзене

Почему мы перечитываем и заново осмысливаем классику?

Учителя все настойчивее советуют ученикам почаще ходить в театр и смотреть кино. Расчет прост – читать многостраничный роман захочет не каждый, а тут есть шанс, что школьник увлечется, захочет узнать больше, запомнить имена героев наконец и откроет книгу. Современное «цифровое» поколение уже не удовлетворяется обычной книгой, им нужен экшен, быстро сменяющие друг друга образы, а еще лучше интерактив, чтобы герои книг «оживали» от одного движения пальца. Виртуальная реальность, дополненная реальность – вот мир, в котором живут наши дети.

В Москве только по произведениям школьной программы можно увидеть все тексты классики на сцене. Это и «Мертвые души» в театре Вахтангова (я об этом уже писала), и «Начало романа» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» в театре П. Фоменко, «Мальчики» и «Брат Иван Федорович» в СТИ.

Сегодня хочу обратить Ваше внимание на трудный сценический текст по поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» в театре Ермоловой. Этот спектакль можно увидеть 27 ноября 19:00–20:30. И версию Дмитрия Крымова «Демон. Вид сверху», она идет в Школе драматического искусства на Сретенке – в зале «Глобус».

-2

Для М.Ю. Лермонтова эта поэма – работа всей жизни, его путь к Богу. «В душе его жила постоянная неутоленность миром здешним, и тоска по миру иному, – так вспоминают о Лермонтове современники. Вот, наверное, почему тема Демона стала главной в его творчестве, даже тогда, когда он этого еще не осознавал.

«Хочу я с небом примириться, хочу любить, хочу молиться, хочу я веровать добру».

-3

Режиссер спектакля Сергей Землянский поставил «Демона» без слов и объяснил почему:

«Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон» буквально отрывает тебя от земли, пронося над всей земной суетой, заставляя обратить внимание на неподвластном времени истины, провоцируя на творчество, вновь и вновь возвращая к главным вопросам. И молчать об этом становится уже невозможно. И, тем не менее, в своем спектакле я буду об этом молчать. Ничто не может раскрыть и передать все грани и закоулки сложной человеческой души так точно и сильно, как язык тела. В моей версии "без слов" этой восточной легенды я хочу рассказать о борьбе человека со своей гордыней и манящими его соблазнами, о том, какого труда стоит обрести себя и как легко себя потерять».

Действительно, в этом спектакле текст оригинала как особый код, лежащий в основе коммуникации между автором и зрителем, нет слов, но мы узнаем каждый миг поэмы и читаем в образе Демона его признание: «Я тот, чей взор надежду губит; Я тот, кого никто не любит; Я бич врагов моих земных, я царь познанья и свободы…», мы в танце видим страдание «падшего ангела», который «все, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел. И зло наскучило ему».

Известный по школьной программе литературный сюжет рассказывается с помощью пластических символов, образов, эмоций, чувств, звуков, музыки. Язык тела иногда может быть более выразительным, чем любая фраза, произнесенная вслух.

-4

Искусство видеть: это развитие творческих способностей восприятия образа, о языке линий и красок, о воспитании вкуса у зрителя.

Крымовскский спектакль «Демон. Вид сверху» намного сложнее, он не только отсылка к лермонтовской поэме, это – русский демон, русские «мелкие бесы».

-5

«Дух изгнанья» взлетает под небеса, а «грешная земля» опускается еще ниже, теперь мы слышим голос Льва Толстого, его предостережение от грехопадения, все остальные звуки: гудки парохода, лай собаки, плеск волн – шум и суета нашей жизни.

Вслушиваясь в каждый звук необычной музыки, всматриваясь в каждое движение, восхищаясь деталями, понимаешь, что Д. Крымов сделал спектакль, в котором зрительные образы волшебным образом трансформируются в мысли, эмоции и чувства. Это легкий и в то же время очень сложный и многослойный сценический текст. Красивый и пронзительный, как печальный взгляд врубелевского Демона.

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ