Найти тему
Культурология для всех

Перечитала "На дне" Горького: жизнь бомжей в ночлежке. Зачем пьеса в школьной программе?

Добрый день! В этой публикации речь пойдёт о произведении А. М. Горького "На дне", о той, наверное, единственной его пьесе, которую проходят в школе, а точнее в 11 классе.

Начну с того, что Алексей Максимович замечательный отечественный автор. В пьесе он рассказывает о той жизни, которую знал не понаслышке, а видел своими глазами. И если вы читали его "Детство", то сомнений в этом не останется Горький, наверное, первый автор, который вывел на сцену обитателей самого низа и показал, что люди со дна тоже любят и ненавидят, у них есть свои жизненные принципы и установки, они верят в лучшее и надеются на изменения. Словом, они живые и настоящие.

В произведении рассказывается история обитателей ночлежки, говоря современным языком, бомжей или маргиналов. Они находятся на самом дне жизни, что нам подтверждает название пьесы. Кто-то из них не видел другого мира, как вор и сын вора Васька Пепел, но есть и те, что опустились с разной высоты. Барон из обеспеченных дворян, актёр - выступал на сцене. Сатин оказался здесь после тюрьмы, куда попал, убив человека, заступаясь за сестру. Некоторые из них мечтают выбраться, как рабочий человек Клещ, но большинство смирилась со своими существованием и ВСЕ ничего не ДЕЛАЮТ, для изменений.

До этого места мой анализ, вероятно, ничем не отличается от преподаваемого в школе. Но давайте двигаться дальше. Однажды в ночлежку заглядывает отшельник-миссионер. Он жалеет всех и пытается дать каждому надежду на лучшее. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, умирающей Анне, жене Клеща, обещает рай после смерти. Пеплу советует забрать Наташу, которая ему нравится, и ехать жить в Сибирь, строить новую честную жизнь. А Наташе, которую гнобит сестра, хозяйка ночлежки, рекомендует соглашаться и ехать с ухажером.

Люди верят доброму миссионеру, но что из этого выходит? Наташе обваривают ноги, и она умирает в больнице, Пепел за неё случайно убивает Костылева - хозяина ночлежки и попадает под арест. Теперь его ждёт Сибирь, но совсем не в том качестве, в котором он планировал. Лука бессилен. Он может только говорить, а потом Мистический образом исчезает, так и не сделав ничего хорошего для этих людей. Это логично, потому что они сами ничего не хотят и не делают для изменения своей жизни.

Скажете, что у них нет никакого выхода? Все их попытки тщетны? Да, наверное. Но зачем эту чернуху и безысходность показывать детям в школе? Готовить их к тому, что в жизни не надо бултыхаться и сопротивляться, а только сидеть по уши в… и не чирикать? И даже добрый боженька не в силах ничего изменить? Зачем? Чтобы не сомневались в начальнике-самодуре? Боялись уволиться? Или уйти из неудачных отношений? Чтобы не только не пытались, а даже, думать не смели менять свою жизнь? Ведь "На дне" - это не история о сочувствие сирым и убогим. После знакомства с горьковскими маргиналами хочется пойти и помыться, чтобы смыть всю чернуху.

Кто положительный герой пьесы? На мой взгляд, и тут я не буду снова оригинальной, это Сатин. Он хотя бы пропагандирует личную ответственность, говорит, что человек свободен в своём выборе и его последствиях. Слова эти, конечно, очень сильно противоречат православной общинной традиции, потому и фамилия персонажа так похожа на имя "Сатана". Который, кстати, ничего плохого людям не сделал и это знает каждый, кто читал Библию внимательно, но это совсем другая история.

А пьеса "На дне", при всей неоспоримости таланта А. М. Горького, чему учит школьников? Зачем она в программе?

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Предыдущая публикация цикла: "Историю хейтинга. О чем на самом деле статья Н. Добролюбова "Луч света в темном царстве"

Следующая статья цикла "Базаров - вовсе НЕ положительный герой"

Другие статьи по культурологии можно выбрать для чтения перейдя на Карту канала