Найти в Дзене
DimanOFF

Забытые маршруты Волгограда: № 5, № 6

Оглавление

Ненадолго сменим тему с автобусной на электротранспортную. Здесь, увы, тоже есть, что вспомнить. Ранее выходила публикация о маршрутах № 17 и № 18 Кировского района Волгограда. Теперь переносимся южнее в Красноармейский район.

Троллейбусы маршрута № 6 на остановке Кинотеатр «Юбилейный»
Троллейбусы маршрута № 6 на остановке Кинотеатр «Юбилейный»

Маршрут № 5

Движение в Красноармейском районе города было открыто в тестовом режиме ровно 53 года назад 5 ноября 1968 года троллейбусом МТБ-82Д по маршруту Улица Марийская — Химкомбинат, а официальное движение троллейбуса началось 27 марта 1969 года.

В течение 1969 года завершено строительство линий до Набережной (через канатный и горчичный заводы) и до сажевого завода, что позволило образовать в районе два маршрута: № 5 и № 6.

В разные годы основу подвижного состава депо № 3 составляли троллейбусы ЗиУ-5 и ЗиУ-682 различных модификаций.

Троллейбус ЗиУ-5Г маршрута № 5 на улице 40 лет ВЛКСМ. Автор Wolfgang Schreiner. Фото переснято со стенда на выставке электротранспорта в 2019 году.
Троллейбус ЗиУ-5Г маршрута № 5 на улице 40 лет ВЛКСМ. Автор Wolfgang Schreiner. Фото переснято со стенда на выставке электротранспорта в 2019 году.

Активное участие в строительстве новой линии принимало руководство химкомбината. Троллейбусная линия на большей своей части дублировала трамвай № 11, который и была признана разгрузить. Впоследствии дублирование троллейбус в районе и погубит.

Перечень остановок маршрута № 5 Сажевый завод — Набережная в последние годы работы маршрута
Перечень остановок маршрута № 5 Сажевый завод — Набережная в последние годы работы маршрута

Отличием маршрута № 5 от маршрута № 6 было ответвление в сторону сажевого завода, также известного как Волгоградский завод технического углерода (ВЗТУ). На печатных схемах транспорта 1970-х — 1980-х годов в целях секретности конечная маршрута именовалась Станция Южная.

Одной из отличительных черт троллейбусных маршрутов в Красноармейском районе можно считать одностороннее движение на участке от Колхозного рынка до Набережной и обратно. Пассажирам на конечной остановке Набережная покидать салон не требовалось. В остальных частях города таких больших участков односторонних троллейбусных линий нет.

Схема маршрутов троллейбуса № 5 Набережная — Сажевый завод и № 6 Набережная — Завод «Каустик»
Схема маршрутов троллейбуса № 5 Набережная — Сажевый завод и № 6 Набережная — Завод «Каустик»

В связи с тяжёлой экономической ситуацией 1990-х годов, а вместе с тем уменьшением численности рабочих на заводах, пассажиропоток в сторону промзоны стал уменьшаться. 1997 год стал последним годом работы маршрута № 5. Причиной послужило хроническое недофинансирование городского транспорта предприятия в 1990-е годы. Руководство ВЗТУ интереса к содействию в ремонте линии не проявило. В связи со сложившейся ситуацией ответвление контактной сети в сторону сажевого завода было демонтировано, а рабочие на ВЗТУ с тех пор доставляются специальными автобусами. Содержание отдельного и довольно специфичного троллейбусного маршрута оказалось в рыночных условиях невыгодным.

Маршрут № 6

С 1969 года маршрут № 6 работал в неизменных границах от Химкомбината (Завод «Каустик») до Набережной Красноармейского района.

Перечень остановок маршрута № 6 Завод «Каустик» — Набережная
Перечень остановок маршрута № 6 Завод «Каустик» — Набережная

На печатных схемах транспорта 1970-х — 1980-х годов конечная маршрута именовалась Троллейбусное кольцо или Светлоярское шоссе, чтобы иностранные разведчики не могли легко определить местонахождение химкомбината.

Троллейбус маршрута № 6 на конечной остановке Набережная
Троллейбус маршрута № 6 на конечной остановке Набережная

Маршруту № 6 всё же удалось пережить своего собрата под № 5 почти на 2 десятка лет. При этом в последние годы маршрут № 6 работал с постоянными экспериментами: в течение дня движение до завода «Каустик» было пиковым, а большая часть рейсов могла быть лишь до депо, также вводился режим работы только в будние дни. Но все эти действия в итоге не помогли сохранить маршрут. История троллейбусного движения в Красноармейском районе окончательно завершилась 18 февраля 2016 года.

Троллейбусы маршрута № 6 на территории депо № 3 за несколько месяцев до закрытия маршрута
Троллейбусы маршрута № 6 на территории депо № 3 за несколько месяцев до закрытия маршрута

На смену маршруту троллейбуса № 6 пришёл маршрут автобуса № 6а. Правда и он надолго не задержался. В настоящее время маршрут хоть и не был исключён из официального реестра, но обслуживание по факту приостановлено.

Volgabus-4298 в оформлении маршрута № 6а Набережная — Завод «Каустик» следует в гараж
Volgabus-4298 в оформлении маршрута № 6а Набережная — Завод «Каустик» следует в гараж

Далее галерея троллейбусов маршрута № 6. Многие из них продолжили работу в других депо города.

№ 3244 - №3249

№ 3250 - № 3258

№ 3260 - № 3268

№ 3270 - № 3278

№ 3280 - № 3284

Бонусом техничка № 3718

Спасибо за внимание. Если к этой заметке будет проявлен хоть какой-то интерес, можно продолжить тему троллейбусов депо № 3.

Использованы материалы из книги:

Пругло Н. В., Заплавнова О.Г. Народный транспорт Царицына — Сталинграда — Волгограда: из прошлого в будущее : К 100-летию трамвая, 50-летию троллейбуса / Н.В. Пругло, О.Г. Заплавнова ; МУП «Метроэлектротранс». — Волгоград : Панорама, 2013. — 432 с.: ил.

------------

P.S. Разыскиваются фото с автобусами Сталинграда-Волгограда вплоть до конца 1990х годов. Возможно, у кого-то работали в ПАТП родственники, а в семейном архиве остались фото, которыми захочется поделиться.

------------

Путеводитель по публикациям канала