Групповая работа – прекрасная альтернатива фронтальному уроку. Однако организация деятельности учащихся в группах связана с большим риском нецелесообразной траты времени, если не учтены важные факторы.
Преимущества групповой работы неоспоримы. Это отличный способ проработать содержание учебного материала во всём его многообразии. Но это возможно лишь в случае ознакомления учащихся с особенностями группового обучения.
Во многих случаях вместо групповой работы мы наблюдаем лишь её имитацию, в то время как урок всё равно проводится по принципу фронтальности – изменён лишь порядок посадки детей.
Чтобы работа в группах не превратилась в фарс, необходимо учитывать аспекты предварительной организации групповой деятельности, которыми не следует пренебрегать:
- Деление детей на группы;
- Формулирование чётких установок;
- Определение индивидуальных ролей;
- Выбор материала;
- Обозначение зоны ответственности каждого участника группы;
- Презентация продукта.
Все эти пункты необходимо продумать заранее, иначе групповая работа превратится в пародию, ещё менее эффективную, чем добротный фронтальный урок. Нельзя просто разделить детей на группы, раздать им рабочие листы и ждать результата. Чтобы использовать весь потенциал групповой деятельности, необходимо подойти к подготовке со всей серьёзностью, иначе все усилия будут обречены на провал.
Как поделить детей на группы?
Групповая работа на уроке начинается с деления класса на группы. Сколько человек и кто с кем должен работать? Сначала нужно определиться, как именно будет проходить деление по группам. Предоставить ли этот выбор учащимся или довериться случайному распределению под руководством учителя?
Случайное распределение имеет одно преимущество – оно является самым естественным. Ведь в действительности нам не приходится выбирать одноклассников или коллег по работе. И так как школа всё-таки должна готовить детей к реальной жизни, случайное формирование рабочих групп более целесообразно. Умение работать в команде с разными людьми – важный навык, который должен быть выработан на практике.
Кроме того, случайное распределение по группам снимает ответственность с учителя и предупреждает возможное возмущение учащихся, которые могут оказаться недовольны составом своей группы.
Формирование групп по личным симпатиям учеников тоже возможно, но нецелесообразно даже с дидактической точки зрения.
Как именно организовать деление по группам случайным образом, полностью зависит от фантазии учителя. Здесь есть масса вариантов – от банального вытягивания листочков с номером до онлайн-генератора случайных чисел, как, например: www.randstuff.ru/number/.
Как сформулировать установку максимально чётко?
Совершенно естественно, что ученики должны понимать, зачем они должны работать в группах, что конкретно им предстоит делать и что в итоге от них ожидают. Групповая работа предоставляет ученикам большую долю свободы, но это как раз тот случай, когда учителю необходимо дать максимально чёткие установки, чтобы деятельность учащихся не превратилась в бессмысленный хаос. Установка должна быть предельно конкретной и «цепляющей», чтобы выполнение поставленной задачи было гарантировано и вызывало положительные эмоции всех участников группы. В то же время необходимо избегать чрезмерной алгоритмизации групповой работы, чтобы предусмотреть возможность творческого подхода к решению учебных задач. В идеальном случае установки должны восприниматься как некие импульсы, показывающие направления успешного достижения цели.
Какие цели должны быть достигнуты?
Ученикам нужно понимать, какие цели они в итоги достигнут и что именно будет являться конечным продуктом. Необходимо заранее объяснить, в какой форме желательно представить продукт групповой работы.
Какие временные рамки необходимо установить?
Установление лимита времени – важнейшее условие организации групповой работы, и его необходимо неукоснительно соблюдать. Ученики должны осознавать временные ограничения своей работы. При реализации долгосрочного группового проекта могут быть установлены временные рамки для выполнения отдельных заданий. Дидактически обоснована возможность самостоятельного составления плана работы самими учениками.
В случае несоблюдения сроков, учащиеся могут провести рефлексию, чтобы определить причины несоблюдения установленного ими графика работы.
Какие установки необходимо дать ученикам для осуществления групповой работы?
Ученики должны знать методы групповой работы. Необходимо настроить группу на формы совместной деятельности, установить правила взаимодействия в команде и следовать им. Лучше всего распечатать ученикам правила, чтобы они могли их вовремя осмыслить и применить на практике. Объяснение цели групповой работы – это только первый шаг.
Далее следует не менее важный этап подготовки групповой работы – распределение индивидуальных ролей.
Какие индивидуальные роли существуют в групповой работе?
Индивидуальные роли связаны с заданиями, которые обеспечивают достижение цели. Речь идёт о наделении участников группы собственной зоной ответственности в совместной деятельности:
- Менеджмент сроков достижения цели
- Генерация и воплощение идей
- Фиксирование идей и результатов на бумаге или в смартфоне
- Взаимодействие с учителем
- Презентация результата
В групповой работе можно выделить следующие индивидуальные роли (этот условный список можно расширить или сократить):
- Менеджер задач (руководитель): ответственен за поставленную задачу и за достижение цели; также следит за соблюдение правил групповой работы. Выбирается группой самостоятельно.
- Тайм-менеджер: отвечает за соблюдение временных рамок проекта.
- Курьер: собирает вопросы, возникающие во время работы и, при необходимости, консультируется с учителем.
- Секретарь: записывает возникающие идеи и мысли участников группы.
- Пиар-менеджер: отвечает за презентацию итогового продукта другим группам.
- Корректор: оформляет и структурирует материалы проекта.
Безусловно, каждый участник группы, независимо от роли, принимает участие в генерации и обсуждении идей.
В зависимости от задания, роли могут быть более важными и менее значимыми. Это вполне нормально и оправдано, т.к. в результате каждый участник группы работает на совместный результат. Как показывает практика, ученики готовы выполнять любую роль, если её важность признана учителем и одногруппниками. Тем не менее необходимо следить, чтобы незначительные роли не оказались невостребованными и участники с более высокой зоной ответственности не перенимали чужие функции на себя, оставляя других участников группы не у дел. Если это произойдёт, то смысл групповой работы будет сведён на нет.
Как выбрать материал для групповой работы?
Понятно, что сначала необходимо определить, какой материал следует предложить ученикам. При выборе нужно учитывать особенности групповой деятельности, а также не забывать о метапредметных и личностных целях, достижение которых, в первую очередь, и подразумевает групповая форма работы. Необходимо также задуматься об объёме выбранного материала, о его значимости с точки зрения совершенствования коммуникативных и социальных компетенций учащихся, а также о его целесообразности и пригодности для работы в группах.
Как побудить участников группы к ответственности за свою часть работы?
Умение брать на себя ответственность – одна из ключевых компетенций, имеющая большое значение для развития человека. Урок, основанный на активной деятельности учащихся в группах, содержит огромный потенциал, позволяющий научить ребёнка ответственности на практике.
Главный вопрос, связанный с групповой формой работы звучит так: «Что я сделаю для того, чтобы объяснить ученикам их индивидуальную ответственность за выполнение работы в группе?» Ответ очень прост: «Вы должны знать, что вам нужно выполнить!» Ученики должны осознать, что их часть работы не выполнит никто, кроме них самих и что тихо отсидеться в группе, переложив свою зону ответственности на других, не получится. Именно для этого и нужны совершенно конкретные правила групповой работы, которые должны быть перед глазами каждого участника группы. Перед началом урока ученики должны точно понимать распределение индивидуальных ролей и меру собственной ответственности за общее дела в рамках своей роли.
Действенным методом измерения индивидуального вклада в групповую работу и повышения персонального уровня ответственности может быть оценка роли каждого участника в достижении общего успеха. Оценивание эффективности проводят участники каждой группы самостоятельно и анонимно в письменной форме. Кто и как исполнял свою роль в достижение результата будет понятно при во время рефлексии. Открытым остаётся вопрос о том, стоит ли проводить публичное оценивание вклада каждого учащегося в групповую работу или нет.
Как представить результаты групповой работы (продукт деятельности)?
Представление результата в зависимости от масштабности проекта может осуществляться по-разному. От оформления ватмана (коллаж) до презентации в Power Point. Было бы хорошо, если бы учитель смог побудить учащихся к оригинальному представления результата. В вопросе формы представления проекта можно положиться на креативные способности детей. Тем не менее необходимо указать и на структуру представления: озвучивание цели, что конкретно было сделано для её достижения, кто за что отвечал и что из этого получилось. Продукт (материальный или смысловой, в виде умозаключения) должен быть представлен окружающим в лучшем виде.
Соблюдение перечисленных особенностей позволит организовать групповую работу по-настоящему. Урок обязан побуждать детей к самостоятельной, хорошо продуманной учителем деятельности. Групповая форма как нельзя лучше выполняет функцию социализации личности. Успешная реализация работы в группе невозможна без предварительного объяснения учащимся смысла и структуры этого вида деятельности. Возможно, вначале инструктирование будет отнимать какое-то время, но впоследствии это окупится сторицей, т.к. ученики, прочно усвоив правила, будут методически грамотно участвовать в любой командной деятельности.