Каким образом возможно изменить функциональное назначение гидротехнического сооружения, располагающегося на территории объекта размещения отходов (шламоотвала)?
Отвечает юрист Центра Зиновкин Никита:
С учетом положений действующего природоохранного законодательства следует отличать шламоотвал в качестве объекта размещения отходов, информация о котором содержится в ГРОРО, от гидротехнических сооружения, располагающегося на территории такого объекта.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений») сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.
При этом регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Необходимо отметить, что согласно п. 17 Правил формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. № 1893) (далее – Правила) сведения о гидротехническом сооружении подлежат исключению из Регистра после ликвидации гидротехнического сооружения или по результатам обследования, установившего, что данное сооружение не относится к гидротехническим сооружениям, указанным в п. 4 данных Правил.
Следует отметить, что в соответствии с п. 4 Правил государственной регистрации и учету подлежат все гидротехнические сооружения, определенные статьей 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», повреждение которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, прекращение эксплуатации гидротехнических сооружений шламоотвала без осуществления их фактической ликвидации возможно по результатам обследования, установившего, что данные сооружения не относятся к гидротехническим сооружениям, определенным ст. 3 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», повреждение которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
Важно отметить, что в соответствии с п. 18 Правил сведения о гидротехническом сооружении исключаются из Регистра на основании заявления собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, на территории которых находится это гидротехническое сооружение, об исключении сведений о гидротехническом сооружении из Регистра, направленного в орган государственного надзора с приложением подтверждающих документов, предусмотренных:
- актом регулярного обследования гидротехнического сооружения, оформленным в соответствии с требованиями, установленными Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. № 1892 № «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений»;
- актом обследования гидротехнического сооружения и его территории после осуществления мероприятий по ликвидации, оформленным в соответствии с требованиями, установленными Правилами консервации и ликвидации гидротехнического сооружения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. № 1589 «Об утверждении Правил консервации и ликвидации гидротехнического сооружения».
В соответствии с п. 4 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. № 1892) собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса в соответствии со ст. 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечивают проведение регулярных обследований этого гидротехнического сооружения.
Для проведения регулярного обследования гидротехнического сооружения формируется комиссия с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Также важно отметить, что форма Акта регулярного обследования гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) закреплена Приказом Ростехнадзора от 4 декабря 2020 г. № 497.
С учетом изложенного, прекращение эксплуатации гидротехнических сооружений шламоотвала без их фактической ликвидации возможно посредством исключения таких сооружений из регистра гидротехнических сооружений:
- после проведения регулярного обследования комиссией (с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий), установившей, что данные сооружения не относятся к гидротехническим сооружениям, определенным ст. 3 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», повреждение которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
- составления Акта регулярного обследования гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) по форме, закрепленной Приказом Ростехнадзора от 4 декабря 2020 г. № 497.
Важно отметить, что исключение гидротехнических сооружений, располагающихся на территории объекта размещения отходов (шламоотвала), из регистра гидротехнических сооружений, не имеет самостоятельного правового значения для целей идентификации шламоотвала в качестве объекта размещения отходов.
Изменение функционального назначения объекта размещения отходов требует:
- анализа проектной документации, в соответствии с которой осуществлялось строительство такого объекта, на предмет возможности использования объекта в соответствии с другим функциональным назначением;
- подготовки и направления в Росприроднадзор заявления о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов для целей исключения из государственного реестра объектов размещения отходов в соответствии с п. 22 Порядка ведения государственного кадастра отходов (утв. Приказом Мининстерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 792).