Найти тему

Туз в рукаве: 10 учебных игр быстрого приготовления

Оглавление

Замещение урока в незнакомом классе – нелёгкая задача, особенно если вы учитель биологии, а у детей по расписанию - литература. Если нечем занять детей, то 45 минут «ада» вам обеспечено.

Каждый учитель должен иметь под рукой хотя бы несколько игр для моментального применения. В этой статье вы найдёте 10 идей простых игр с классом, которые легко адаптируются под потребности любого предмета.

Включение игровых блоков в урок – это не пустое развлечение. Небольшие игры не требуют тщательной подготовки и просты в реализации. Они не только делают урок разнообразнее, но и служат достижению учебных целей. С помощью простой игры можно освежить, закрепить и расширить знания по изучаемому предмету. При этом дети будут заниматься с большим удовольствием, что отразится на общей учебной мотивации.

Итак, 10 игр, которые полезно знать каждому учителю:

1. Do-it-yourself-Memory

Простой принцип этой игры можно легко применить в своих целях на любом уроке. Ученики образуют пары из предложенных им понятий по смыслу. Например, можно соединить такие пары, как: события и даты на уроке истории, величины и формулы на уроке математики, термины и определения на биологии, слова и их значение на уроке иностранного языка. Всё, что нужно сделать для подготовки, всего лишь разрезать напечатанный пары и раздать их детям.

2. Табу

Двое учеников ожидают за дверью кабинета, пока вы загадываете с классом какое-нибудь слово (например, термин). Потом ученики возвращаются в класс и по подсказкам одноклассников пытаются понять, какое слово было загадано. Подсказки не должны содержать «табу», т.е. синонимы, благодаря которым можно быстро угадать слово. Например, вы загадали «микроскоп». Слова-табу, запрещённые для подсказки: прибор, линза, оптический, увеличивать, смотреть. Нетрудно догадаться, что эта игра активизирует мыслительные процессы и развивает творческие способности учащихся. Если игра вам понравится, то можно легко изготовить карточки с терминами по вашему предмету по предложенному образцу. Пример карточек "Табу" можно скачать здесь.

3. Скандальный репортёр

Кто сказал, что проверка домашней работы – самое скучное занятие в мире? Игра «Скандальный репортёр» может быть использована на разных этапах урока.

Ученики делятся по парам: один из пары – репортёр, другой – эксперт. Репортёр должен взять интервью у эксперта. Учитель оглашает тему интервью (например, тема прошлого урока). Эксперт объясняет репортёру тематику интервью и отвечает на его вопросы по теме. Репортёр задаёт эксперту провокационные вопросы. При необходимости учитель может дать репортёрам на подготовку вопросов несколько минут и объяснить, что вопросы должны быть проблемными (например, не надо спрашивать, сколько будет 2+2, а лучше спросить, почему 2+2 никогда не будет равняться пяти). В идеальном варианте эксперт должен дать обстоятельный ответ на каждый вопрос репортёра. В таком случае станет понятно, насколько хорошо эксперт разбирается в предложенной теме. Чтобы во время интервью одной пары, остальные учащиеся не скучали, они могут выполнять роль зрительного зала с правом задать свой вопрос интервьюируемому.

Более простая вариация игры: учитель сам выступает в роли приглашённого эксперта по обозначенной теме, а ученики становятся журналистами, аккредитованными на пресс-конференции.

4. Классические игры

Даже хорошо известные игры могут превратить учебный процесс в удовольствие. Например, «Морской бой» прекрасно подходит для повторения системы координат и тренировки представлений о пространстве. Или парная игра «Виселица». Помните? Один из игроков загадывает слово по теме урока, пишет на бумаге первую и последнюю букву слова, отмечая чёрточкой места для пропущенных букв. Также рисуется виселица с петлёй. Слово должно быть именем существительным в именительном падеже единственного числа. Второй игрок предлагает букву, которая может входить в загаданное слово. Если такая буква есть, то первый игрок пишет её над соответствующей чёрточкой пропуска. Если такой буквы в слове нет, то к виселице добавляется круг в петле, изображающий голову. Второй игрок продолжает отгадывать буквы до тех пор, пока не отгадает всё слово. За каждый неверный ответ первый игрок добавляет к виселице новую часть туловища (обычно их шесть: голова, туловище, две руки и две ноги). Если туловище в виселице нарисовано полностью, то отгадывающий проигрывает, считаясь повешенным.

Ещё одна классическая игра «Страна, город, река», которая будет актуальна на любом уроке. Каждый ученик чертит таблицу из трёх колонок и пяти строк. Названия колонок, например, на уроке географии: страна, город, река. Ведущий называет букву (например, «А»), ученики за установленное время должны вписать в соответствующую колонку страну на букву «А», город на букву «А», реку на букву «А». Кто заполнит первым, кричит «Стоп!», произносит записанные слова и получает один балл. Игра продолжается по аналогии дальше с другими буквами, пока таблица не будет заполнена до конца. Понятно, что играть можно не только с географическими названиями, но и с терминами любой учебной дисциплины, меняя правила по своему вкусу.

5. Беседка

Несмотря на то, что любая игра на уроке должна быть нацелена на предметные результаты, урок замещения можно организовать по-другому, особенно если замещаемый предмет не относится к вашим профессиональным компетенциям. Можно почитать и обсудить с учениками какой-нибудь интересный текст с актуальной и/или спорной информацией из интернета (мнение известного блогера, статья из газеты, споры о современной молодёжи и т.п.). Разделив детей на команды, можно устроить публичное обсуждение проблемы в форме дебатов. Это не только интересно, но и полезно для совершенствования навыков публичной речи учащихся.

6. Публичный спор

Вы озвучиваете дискуссионную тему и делите класс на сторонников и противников по какой-либо теме. Задача учеников – отстаивать свою позицию в предметном споре. Чтобы спор выглядел более привлекательным, нужно правильно сформулировать тему.

7. Судоку и кроссворд

Если нет времени и желания готовить собственный материал, можно прибегнуть к уже готовым судоку и кроссвордам. Например, судоку для уроков математики, кроссворд для уроков иностранного языка – эти средства хорошо подходят для оформления начала урока и тренировки различных предметных компетенций учащихся.

8. Правда или ложь?

Ученики поочерёдно выходят к доске и озвучивают любой «факт» по теме прошлого урока (или любой другой факт, в зависимости от цели игры). Класс должен определить, является ли этот факт правдивым или ложным (например, с помощью поднятой руки или другого сигнала). Кто отвечает неверно, выбывает из игры. Способ поощрения победителей – на усмотрение учителя.

9. Домино

Ученики делятся на группы. Первая группа учеников получает карточки, например, с конечной частью какой-то формулы, термина, исторического события или текста. У учеников второй группы имеются карточки, в которых есть начало, и они поочерёдно озвучивают содержание своих карточек у доски. Если представители первой группы считают, что у них есть продолжение информации, то они выходят к доске. Происходит объединение двух карточек. Модификация этой игры: ученики получают задания на восстановление логической последовательности фактов и событий, на выстраивание различных алгоритмов и т.д.  Составление заданий для игры можно доверить и самим учащимся.

10. Командная

Вы ставите перед учениками задачу, которую необходимо выполнить в мини-группах. Пример для урока математики: тренировка задач на умножение. Каждая команда решает свою часть общей задачи и передаёт её по часовой стрелке следующей команде. Если другая команда замечает ошибку предыдущей группы, то возвращает задание назад без комментариев. Каждый ученик команды должен проверит решение на возможные ошибки и, если нужно, исправить их. Учителям русского языка можно предложить аналогичное задание – текст с пропусками. Каждая команда поочерёдно вставляет пропущенные буквы в слова в своей части текста и передаёт другой команде, которая, в случае обнаружения ошибок предыдущей группы, возвращает текст обратно.

Итак, предложенные игры могут не только разнообразить рутинные процессы урока, но и стать замечательным средством обучения, инструментом управления мотивацией школьников.