Найти тему

5 эффективных методов, о которых вы, возможно, не знали

Оглавление

Несмотря на то что традиционные формы преподавания, такие как фронтальный урок, всё ещё распространены в наших школах, интересующийся учитель стремится пополнить свой методический репертуар более современными и эффективными методами. Существует огромное количество технологий, которые позволяют превратить урок в событие, а не в последний приют унылого странника.

В этой статье мы поговорим о технологиях, которые способны сделать урок более интересным и результативным.

Итак, 5 эффективных технологий урока, о которых вы, возможно, не знали:

1. Перевёрнутый класс

Технология предполагает самостоятельную подготовку учащихся к следующему занятию. На уроке происходит интенсивная работа с материалом, с которым дети познакомились дома. Такой подход позволяет экономить урочное время, т.к. учитель не объясняет новую тему во всех тонкостях. На занятии ученики концентрируются на обсуждении основополагающих моментов темы и изучении деталей, которые не удалось освоить без помощи учителя. Предварительная подготовка к новой теме мотивирует детей не только на самостоятельное получение знания, но и побуждает к активному участию в учебном процессе. Технология «перевёрнутый» класс может успешно интегрироваться с интернет-платформами для самостоятельного онлайн-обучения.

2. Технология дизайн-мышления

Технология дизайн-мышления основывается на решении практических задач, разборе случаев из реальной жизни с помощью мозгового штурма и обмена уникальными идеями. Хотя дизайн-мышление представляет собой структурированный процесс, на практике реализация этой технологии может иметь достаточно непредсказуемый характер, потому что некоторые учебные задачи не предполагают однозначного решения.

Эта технология не только готовит учащихся к реальной жизни, но и пробуждает интерес к учёбе, способствуя развитию аналитических и творческих способностей. Технология дизайн-мышления активно применяется в бизнес-школах для анализа реальных случаев на предприятиях и в фирмах, а также на курсах обучения бизнес-тренеров.

Технология дизайн-мышления полезна и для повышения квалификации педагогов, ведь главный вопрос, который она ставит: как найти уникальную идею и реализовать её?

3. Самообучение

Перефразируя известное высказывание, можно сказать, что любопытство – двигатель прогресса. Учеников не нужно приучать к бездумному заучиванию информации. Всем известно: то, что выучено не по желанию, а по необходимости, "из-под палки", тут же забывается. Правильным является подход, при котором ученики самостоятельно исследуют область знаний, которая их интересует. Именно так приобретаются необходимые знания на долгосрочный период. Замечательный пример метода самообучения приводит Сугата Митра на TED-конференции. В рамках ряда экспериментов в Нью-Дели, Южной Африке и Италии исследователь предоставил выход в интернет детям без какого-либо опыта взаимодействия со Всемирной паутиной. Дети, не знавшие до этого, что такое интернет, оказались в состоянии получить знания по многим предметам без помощи учителя. Этот эксперимент заставляет задуматься о смысле и назначении урочной системы в современной школе.

Технология самообучения тесно связана с использованием интеллект-карт. Учитель может превратить ментальные карты в ключевое понятие обучения, познакомив учащихся с эффективностью их использования. Например, изучая тему о строении человека, ученики могут самостоятельно изготовить ментальные карты об органах и болезнях человека. Позже можно устроить совместное обсуждение в классе с подведением итогов и рефлексией.

4. Геймификация

Геймификация – это технология адаптации игровых методов к неигровым процессам и событиям для большей вовлеченности учащихся в процесс обучения. Учиться играя – принцип, распространённый на начальной ступени обучения. В основу этой простой технологии заложен серьёзный смысл: дети учатся, включаясь в процесс познания естественным способом. Не следует путать геймификацию с игровыми технологиями, потому что геймификация – это не игра, а процесс организации урока по особым игровым принципам. К сожалению, технология геймификации недооценена в среднем и старшем звене, хотя именно там она могла бы стать инструментом эффективного и мотивированного познания. Каждый учитель способен разработать игровые проекты с учётом интересов старших школьников или даже доверить создание проектов для урока детям. Например, ученики могли бы создать онлайн-квесты по определённой теме и устроить соревнование на лучший результат. Безусловно, такой урок вызвал бы большой интерес у учащихся любого возраста. Подробнее о деталях технологии читайте здесь.

5. Социальные медиа

Социальные медиа – это вид массовой коммуникации в сети интернет, который удачно интегрируется с процессом обучения на уроке.

Современные школьники включены в постоянное взаимодействие с социальными сетями, поэтому учителю не составт труда использовать это в учебных целях. Возможности использования социальных медиа на уроке не ограничены. Хорошим примером служит инициатива бразильской школы иностранных языков „Red Ballon“. Учащимся было дано задание исследовать твиты популярных американских исполнителей на наличие в них грамматических ошибок, благодаря чему дети смогли улучшить свои знания английского языка. Эта идея может оказаться полезной и для учителей русского языка. Можно попросить учащихся исследовать комментарии пользователей сообществ любой социальной сети на наличие в них определённых ошибок, в зависимости от темы урока. Обратив однажды внимание на столь распространённое в сети слово «девчЁнка», дети уже никогда не допустят подобной ошибки.

Какой метод обучения избрать, каждый педагог решит для себя сам, но, вероятно, секрет успешного урока заключается в использовании всей палитры технологий.

p.s. О какой технологии можно было бы рассказать подробнее?